2008
19июн
Приказ о неотложных мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере

ПРИКАЗ

19.06.2008

№ 84

О неотложных мерах по повышению эффективности
прокурорского надзора за соблюдением прав граждан
в жилищно-коммунальной сфере

Во исполнение Приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур принять дополнительные меры по повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере:

1.1. Постоянно анализировать нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего предоставление гражданам  жилищно-коммунальных услуг.

1.2. Наладить должное взаимодействие и обмен информацией с Государственной жилищной инспекцией, Роспотребнадзором и Ростехнадзором.

С участием специалистов данных органов проверять готовность к отопительному сезону жилищного фонда, объектов социальной сферы, котельных и других источников энергоснабжения, тепловых и водопроводных сетей, соответствие сроков завершения работ и их качества Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, наличие на объектах жилищно-коммунального комплекса паспортов готовности, разрешений на эксплуатацию, лицензий на право осуществления деятельности.

При наличии оснований направлять в суд заявления о признании бездействия должностных лиц незаконным. В целях предупреждения негативных последствий объявлять предостережения.

2. Прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:

2.1. Систематически проверять в органах государственной власти и местного самоуправления исполнение данного законодательства, обращая особое внимание на своевременность проведения конкурсов по подготовке объектов к эксплуатации в осенне-зимний период, полноту финансирования мероприятий по обеспечению их надлежащей работы, целевое и эффективное расходование выделенных на эти цели средств.

При проверке исполнения законодательства о финансирования мероприятий по ремонту объектов ЖКХ давать оценку эффективности мер, принимаемых руководителями муниципальных предприятий по взысканию дебиторской задолженности.

В случае выявления фактов нарушений при финансировании ремонтных работ  несвоевременного, некачественного их проведения обращаться в суд с заявлениями о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными и взыскания ущерба причиненного государственному и местному бюджету.

2.2. Обращать особое внимание на обеспечение поднадзорных объектов топливно-энергетическими ресурсами, наличие нормативных запасов топлива, в соответствии с п. 25 Порядка расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 04.10.2005 № 269, своевременность проведения конкурсов и заключения договоров на его поставку, исполнение поставщиками обязательств перед муниципальными образованиями.

2.3. Проверять законность установления тарифов на жилье и коммунальные услуги и нормативов потребления коммунальных услуг.

2.4. По фактам отключений подачи тепла, воды, электроэнергии на объекты жилищного фонда и социальной сферы незамедлительно проводить проверки, к которым привлекать специалистов Государственной жилищной инспекции, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, принимать исчерпывающие меры реагирования.

Проверять своевременность выездов аварийных служб, соблюдение сроков и качества устранения нарушений в работе объектов ЖКХ.

Особое внимание обращать на соблюдение сроков отключения горячего водоснабжения в летний период.

При нарушении нормативов обеспечения населения коммунальными услугами решать вопрос о привлечении виновных к административной ответственности (ст. 7.23 КоАП РФ).

В случае установления фактов халатности проводить проверки и направлять материалы в подразделения СУ СК для решения вопроса об уголовном преследовании.

2.5. В ходе проверок давать оценку соблюдению жилищного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. ст. 6.3, 6.4, 6.5, 6.7, 8.2 КоАП РФ). При наличии оснований применять весь комплекс мер прокурорского реагирования.

2.6. Особое внимание уделять исполнению законодательства при эксплуатации внутридомового газового оборудования. При отсутствии, предусмотренного п. 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда договора со специализированной организацией на его эксплуатацию возбуждать дела об административных правонарушениях по         ст. 7.22 КоАП РФ.

2.7. При наличии информации о возможном отключении объектов жилищно-коммунального хозяйства от электро- и теплоснабжения в связи с наличием задолженности за поставленную энергию принимать меры прокурорского реагирования как в отношении энергоснабжающих организаций, так и в отношении должников.

По фактам прекращения подачи на объекты ЖКХ электрической энергии давать оценку соблюдению порядка отключения.

2.8. При выявлении фактов самовольного подключения к централизованным системам электро-, тепло-, газоснабжения возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. ст. 7.19, 9.9 КоАП РФ.

2.9. Организовать работу по получению информации о наличии на поднадзорной территории бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры и их принятию на баланс органов местного самоуправления.

2.10. Обеспечить оперативное получение из травмпунктов и других медицинских учреждений, а также отделов здравоохранения администраций муниципальных образований сведений об уличном травматизме вследствие гололеда, падения льда и снега с крыш зданий, а также граждан в открытые колодцы. С учетом результатов анализа причин и обстоятельств получения травм, при необходимости, совместно с контролирующими органами,  проводить  проверки. 

2.11. При наличии оснований для возбуждения уголовного дела по          ст. 118 УК РФ с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции проводить проверки и направлять материалы в органы внутренних дел для проверки и принятия решения в порядке             ст. ст. 144-145 УПК РФ. Контролировать принятие процессуального решения, и в случае обоснованного отказа в возбуждении уголовного дела решать вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, в том числе по ст. 7.8 областного закона от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях».

2.12. Обращать особое внимание на исполнение законодательства при выборе собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, управляющей компании, заключении договора управления, а также соблюдение порядка и сроков передачи технической документации на дом.

2.13. При оценке деятельности управляющей компании проверять наличие у нее договоров со специализированными организациями, оказывающими коммунальные услуги по водо-, тепло-, электро-, газоснабжению, водоотведению, вывозу бытовых отходов.

2.14. Принять меры по пресечению фактов направления управляющими компаниями гражданам двойных счетов по оплате жилья и коммунальных услуг, вовлечения жильцов в споры между управляющими компаниями.

2.15. Проверить наличие в каждом муниципальном образовании межведомственных комиссий по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. Систематически с учетом данных Государственной жилищной инспекции о нарушениях при содержании жилищного фонда анализировать их деятельность. При выявлении фактов бездействия комиссии принимать меры прокурорского реагирования, в том числе направлять заявления в суд в интересах социально незащищенных категорий граждан.

2.16. При выявлении фактов незаконных перепланировок в жилых помещениях привлекать виновных к административной ответственности по ст. 7.21 КоАП РФ. В случае несвоевременного устранения нарушений обязывать должностных лиц муниципальных образований обращаться с заявлениями в суд, в том числе с исками о принудительной продаже указанных помещений.

2.17. Организовать работу по подготовке исков о взыскании с граждан задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.

2.18. На постоянной основе анализировать публикации средств массовой информации о нарушениях в данной сфере. О результатах наиболее значимых проверок сообщать в СМИ и старшему помощнику прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью для размещения на официальном сайте прокуратуры области.

2.19. Обеспечить мерами прокурорского надзора устранение нарушений законодательства об оплате труда на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.

2.20. О результатах работы на данном направлении надзора информировать прокуратуру области ежемесячно к 20 числу с предоставлением прилагаемых к настоящему приказу таблиц.

Отдельными разделами отражать сведения об общем объеме бюджетных средств, выделенных получателям на подготовку и проведение отопительного сезона, и результатах их освоения с разбивкой по конкретным объектам, а также о состоянии законности в сфере оплаты труда в организациях жилищно-коммунального комплекса, принятых мерах реагирования и их результатах.

О ситуациях чрезвычайного характера в обеспечении населения коммунальными услугами незамедлительно информировать отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, а в нерабочее время дежурного прокурора с последующим направлением в прокуратуру области спецдонесения.

3. Указание от 22.08.2006 № 76/7 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» признать утратившим силу.

 

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

Приказ направить прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.

 

И.о. прокурора области

 
старший советник юстиции С.Н. Ореханов