2009
07июл
Указание об активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах

УКАЗАНИЕ 

07.07.2009

№ 49/7

Об активизации прокурорского надзора
за исполнением законодательства о налогах и сборах

 

Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах свидетельствует, что в организации работы налоговых органов области по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных  обязательных платежей имеются существенные недостатки.

Не во всех случаях исполняются требования Налогового кодекса РФ об учете налогоплательщиков. Не соблюдается установленный порядок и сроки принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов, сроки проведения камеральных налоговых проверок. Допускаются нарушения закона при привлечении налогоплательщиков к налоговой и административной ответственности.

Органами местного самоуправления издаются правовые акты, противоречащие налоговому законодательству.

Банками и иными кредитными организациями не во всех случаях исполняются поручения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, поручения налогоплательщиков и налоговых органов о перечислении налогов и сборов не исполняются либо исполняются несвоевременно.

Органами ФССП не принимаются своевременные меры по исполнению исполнительных документов о взыскании налогов и сборов.

Имеются недостатки в организации прокурорского надзора на данном направлении, прокурорами городов и районов допускаются случаи внесения в налоговые органы необоснованных представлений.

В целях повышения эффективности мер по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере налогового законодательства и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений, прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур принять меры по активизации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

1.1. На постоянной основе организовывать и проводить проверки исполнения законодательства в данной сфере, в том числе в органах ФНС России, ФССП России, банках и иных кредитных организациях, юридических лицах – налогоплательщиках.

1.2. Наладить взаимодействие с органами внутренних дел, ФНС России, ФССП России, органами государственной власти и местного самоуправления. Не реже раза в квартал регулярно запрашивать у названных органов информацию о состоянии налоговой дисциплины на поднадзорной территории, по результатам ее анализа решать вопрос о применении мер прокурорского реагирования.

1.3. Усилить надзор за следствием, производством дознания, оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов в целях эффективного предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также обеспечения качественного расследования уголовных дел в налоговой сфере.

2. Прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур:

2.1. Усилить надзор за законность нормативных правовых актов органов местного самоуправления, обращая внимание на установление ими не предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов, установление налогов и сборов правовыми актами глав муниципальных образований (глав администраций), введения в действие решений об установлении налогов и сборов с нарушением установленных Налоговым кодексом РФ сроков, факты предоставления индивидуальных налоговых льгот.

При проверке таких актов при необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы, регулярно проверять на коррупциогенность практику их применения.

Исключить случаи несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты;

2.2. При проведении проверок в налоговых органах обращать внимание на осуществление ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, соблюдение ими установленных законом гарантий прав налогоплательщиков, в том числе при применении мер ответственности за налоговые и административные правонарушения, обеспечив полноту и законность указанных мер, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исполнение обязанности по направлению материалов в правоохранительные органы в соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ;

2.1.1. Мерами прокурорского реагирования обеспечить безусловное выполнение установленных ст.ст. 83-85 Налогового кодекса РФ требований к учету налогоплательщиков, в том числе налоговыми органами, а также органами, организациями, учреждениями и должностными лицами, обязанными сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;

2.1.2. Проверять полноту и эффективность принимаемых налоговыми органами мер по принудительному взысканию с налогоплательщиков налогов, сборов, пеней, штрафов (ст.ст. 44-48, 69-71 Налогового кодекса РФ). Особое внимание обращать на соблюдение установленного законом порядка взыскания, а также сроки применения указанных мер и их отмены, имея при этом в виду, что если иное не оговорено законом, то сроки, определенные в днях, исчисляются рабочими днями.

Обеспечить безусловное исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ, добиваться направления налоговым органом прокурору, давшему санкцию, в 3-дневный срок постановления об отмене ареста;

2.1.3. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. Особое внимание обращать на сроки проведения указанных проверок, законность и обоснованность решений о проведении выездных налоговых проверок, соблюдение установленного законом порядка и оснований продления, приостановления и возобновления выездных налоговых проверок, законность действий должностных лиц налоговых органов в ходе налоговых проверок, соблюдение порядка оформления их результатов;

2.1.4. Регулярно проверять законность привлечения налогоплательщиков к налоговой и административной ответственности. При этом обращать внимание на соблюдение установленных законом сроков, порядка, оснований наложения на виновных лиц взысканий, полноту применения мер ответственности. Иметь в виду, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности не исключает привлечения его к административной ответственности в соответствии с законом;

2.1.5. Принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения.

При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска;

2.2. Регулярно проводить проверки деятельности органов ФССП России в части соблюдения ими порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

2.3. Проверять соблюдение банками и иными кредитными организациями требований закона об исполнении поручений налогоплательщика или налогового органа на перечисление налогов и сборов. При наличии оснований решать вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст.ст. 15.8-15.10 КоАП РФ;

2.4. Не подменяя уполномоченные государственные органы, при наличии оснований организовывать и проводить проверки исполнения организациями-налогоплательщиками налогового законодательства, в первую очередь – соблюдения установленных законом сороков и порядка перечисления налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

2.5. Ежеквартально проверять имеющиеся в правоохранительных органах дела оперативного учета, в том числе своевременность их заведения, полноту проверок, результативность, обоснованность прекращения и состояние ведомственного контроля.

Регулярно изучать материалы проведенных правоохранительными органами проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ и уголовные дела, отнесенные к компетенции органов следствия и дознания, имеющие отношения к преступным посягательствам в налоговой сфере.

Проверять своевременность и правильность реагирования на сообщения о преступлениях, полноту проверок и проведенного расследования, а также за­конность выносимых по материалам и уголовным делам решений.

Предъявлять иски к физическим и юридическим лицам, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный преступлением.

3. Оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

4. Не допускать подмены функций и полномочий контролирующих органов, незаконного и (или) необоснованного прокурорского вмешательства в различные виды правоотношений, вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами при отсутствии нарушений прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

5. Ориентировать контролирующие и правоохранительные органы на предупреждение правонарушений и обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.

6. Систематически информировать население о результатах работы на данном направлении.

7. Информировать прокуратуру области об исполнении настоящего указания по итогам работы за полугодие и год, к 10 июля и 10 января.

Отдельными разделами отражать в данной информации:

- сведения о проделанной работе по обращению с исками (заявлениями) в суды в указанной сфере, в том числе по искам, предъявленным по уголовным делам, с представлением копий судебных постановлений (за исключением судебных приказов);

- сведения о состоянии преступности в указанной сфере.

Статистические показатели приводить за отчетное полугодие (год) в сравнении с соответствующими показателями за аналогичный период предыдущего года.

Копии актов прокурорского реагирования на незаконные правовые акты, в отношении налоговых органов, банков и иных кредитно-финансовых организаций незамедлительно направлять в отдел по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области для оценки их законности.

8. Отделу по надзору за исполнением федерального законодательства один раз в полугодие обобщать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

9. Указания от 27.05.2003 № 7/2-02-03 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах», от 14.12.2005 № 52/7 «О принятии неотложных мер по совершенствованию надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» признать утратившими силу.

Контроль за исполнением указания возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

Указание направить прокурорам городов, районов и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.

 

Прокурор области

 
государственный советник  
юстиции 3 класса В.М. Бакун