Иллюстрация

Выступление начальника уголовно-судебного отдела прокуратуры области Павла Романенко на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

08.08.2017

Влияние государственного обвинения на законность и справедливость рассмотрения дела

 

Уважаемые Виктор Анатольевич, коллеги!

 

В минувшем полугодии достижению определенных положительных сдвигов на уголовно-судебном направлении деятельности прокуроров удалось добиться на фоне снижения на 22 % числа рассмотренных судами уголовных дел. В этом году их рассмотрено чуть более трех тысяч, а именно: 3094 против 3936 в прошлом.

Необходимо отметить как позитивные достижения снижение удельного веса прекращенных судами уголовных дел от числа оконченных принятием итогового решения – 17 % против 23 %, снижение доли постановленных без разбирательства по существу судебных решений от числа итоговых – 53 % против 72 %, рост возвращенных по ходатайствам государственных обвинителей числа дел для предъявления более тяжкого обвинения – 10 против 2.

Обусловленные снижением количества рассмотренных дел, высвободившиеся силы должны быть направлены на улучшения качества участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Которое, на наш взгляд, в ряде случаев подобному критерию явно не соответствует.

Решением коллегии прокуратуры области от 31.01.2017 в п. 1.11 для прокуроров заложены конкретные ориентиры для руководства при решении вопроса о виде наказания. Отражены случаи возможного применения института условного осуждения либо его исключения.

Принятые меры позволили добиться позитивных результатов.

В частности, исходя из оперативных данных прокуроров карательная практика за преступления категории тяжких и особо тяжких по итогам 1 полугодия 2017 года несколько ужесточилась в сравнении с 2016 г. Доля осужденных к реальному лишению свободы за совершение тяжких преступлений составила 52,3 % (против 52 %), особо тяжких – 98,1 % (против 97 %).

Вместе с тем, существуют и проблемы. Несмотря на то, что указанные позиции ясны и понятны, к действию они восприняты не всеми государственными обвинителями.

Чем же еще можно объяснить позицию по уголовному делу в отношении Х. помощника прокурора Ленского района, предложившего в прениях подсудимому – рецидивисту в качестве наказания по двум эпизодам краж исправительные работы, что не только противоречит заданным коллегией прокуратуры области в приведенном мною решении позициям, но и прямо запрещено ст. 68 УК РФ.

О снижении активности прокуроров в отстаивании справедливости наказания свидетельствует количество удовлетворенных апелляционных представлений с доводами о назначении более строгого наказания – 10 против 22 в аналогичном периоде прошлого года.

Не всегда прокуроры выступают в судебных разбирательствах гарантом защиты прав потерпевших.

В информационных письмах, обзорах практики, прокуратура области неоднократно ориентировала государственных обвинителей на необходимость непосредственного выяснения в суде мнения потерпевших о возможности прекращения уголовного дела за примирением сторон. Однако эти требования по-прежнему игнорируются.

Так, только по апелляционной жалобе потерпевшего удалось добиться отмены судебного решения.

Постановлением Виноградоского районного суда прекращено уголовное дело в связи с примирением сторон в отношении Д., обвинявшегося по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Основанием отмены послужило несогласие потерпевшего с постановлением, так как Д. материальный ущерб и моральный вред ему не возмещен. Заявление о прекращении уголовного дела от 17.10.2016, представленное подсудимым в суд, написано в ходе предварительного следствия, после предложения Д. добровольно возместить причиненный вред здоровью, но обещания последним так и не выполнены. В суде данные обстоятельства не выяснены, потерпевший не допрашивался.

Зачастую грубая невнимательность, небрежность при изучении решений суда первой инстанции приводит к крайне негативным последствиям.

К примеру, из приговора Вельского районного суда исключено осуждение Ф. по ч. 1 ст. 158 УК РФ в связи с отсутствием в приговоре описания данного преступного деяния, наказание по совокупности преступлений снижено на один месяц.

Из-за технической опечатки судьи Котласского городского суда снижено наказание осужденному на 2 месяца. В постановлении вместо п. «в, г» ч. 2 ст. 161 УК РФ судья указал о пересмотре приговора в этой части по п. «а, в», тем самым сославшись на пункт, по которому Ш. не осуждался и исключив п. «г».

Приговором Соломбальского районного суда г. Архангельска К. осуждена по ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы в ИК общего режима.

При решении вопроса о начале срока наказания суд ошибочно указал о его исчислении с 13 февраля 2016 г., в то время как К. взята под стражу в зале суда при вынесении приговора 13 февраля 2017 г., в ходе предварительного расследования под стражей не находилась. Таким образом, в соответствии с судебным решением фактически она должна была отбыть 8 месяцев лишение свободы вместо положенных ей 1 года и 8 месяцев.

Явная ошибка оставлена без внимания гособвинителя. На сегодняшний день аппаратом прокуратуры области подготовлено и направлено кассационное представление, которое завтра будет рассмотрено президиумом Архангельского областного суда. Надеемся, что законность приговора будет восстановлена.  

Прокурорам требуется пересмотреть свое отношение к судебным постановлениям, принимаемым в порядке исполнения приговора. Складывается впечатление, что государственные обвинители относятся к вопросу их законности абсолютно безразлично. Подобный вывод следует из того, что в первом полугодии текущего года при отсутствии представлений по жалобам стороны защиты изменены и отменены 20 таких незаконных судебных решений.

Учитывая вступившие законную в силу судебные акты, в отчетном периоде полностью реабилитировано 6 лиц (первое полугодие 2016 г. – 4). На сегодняшний день ситуация еще более плачевна, полностью реабилитировано 14 лиц, тогда как по итогам всего прошлого года их количество составляло 8.  

В большинстве своем (а именно 8 решений) оправдательные судебные постановления признаны прокуратурой области правомерными, а значит никаких оснований для утверждения по ним обвинительного заключения и поддержания обвинения не было.

Таким образом, итоги первого полугодия 2017 года, на наш взгляд, определяют серьезную проблему небрежного отношения к исполнению своих служебных обязанностей, поскольку приведенные мною ошибки в своем большинстве были очевидными, для их выявления не требовалось больших познаний, достаточно было внимательно изучить судебные решения. Указанное требует внесения серьезных корректив в работу прокуроров.

 

Иллюстрация

Выступление cт. помощника прокурора области по надзору за исполнением законов о фед. безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму Николая Лаврушкина на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

08.08.2017

«Недостатки при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности»

 

Уважаемые коллеги!

 

Проводимые 27 подразделением во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации обобщения состояния надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму показывают, что работа горрайспецпрокуроров в целом на данном направлении системных и грубых упущений не имеет.

Благодаря принимаемым органами государственной власти, местного самоуправления и органами правоохраны мерам в Архангельской области конфликты на межконфессиональной и этнической почве не возникали, тяжкие преступления по мотивам межнациональной, религиозной ненависти и вражды, а также террористические акты не совершались.

Экстремистские проявления, не связанные с размещением в сети Интернет соответствующих материалов, отмечались в единичных случаях.

Между тем проблемы и недостатки в надзорной деятельности, отмеченные еще в феврале 2015 г. координационным совещанием руководителей правоохранительных органов отчасти имеют место в настоящее время.

Несмотря на оказываемую 27 подразделением помощь, направленный обзор и информационные письма, в том числе Генеральной прокуратуры, не удается добиться единого подхода к осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму.

Так, прокурорами уделяется недостаточное внимание противодействию распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети Интернет.

Согласно статданным в истекшем полугодии прокурорами не проведено ни одной проверки средств массовой информации, тогда как в 2016 г. такие проверки были и проводились результативно.

Минимально число проверок в сети Интернет, информация об интернет-страницах, содержащих аудио- и видеофайлы, а также литературные произведения, включенные в федеральный список экстремистских материалов, направлялась в прокуратуру области только тремя прокурорами, по результатам ее рассмотрения Управлением Роскомнадзора по Архангельской области блокирован доступ к 8 интернет-страницам.

За истекшее полугодие к административной ответственности за правонарушение экстремистской направленности прокурором привлечено только одно лицо (ЗАТО г. Мирный).

В редких случаях надзирающими прокурорами осуществляется мониторинг интернет-страниц различных групп, созданных в социальной сети «ВКонтакте» практически в каждом районе – таких как «Жесть по-Архангельски», «Сплетник Котласа», «Подслушано – Каргополь, Няндома, Вельск» и так далее, на которых имеется возможность размещения экстремистских материалов и не редки экстремистские выпады.

Так, за размещение противоправных комментариев к новостным статьям на таких страницах в текущем году привлечено к уголовной ответственности 5 лиц.

Однако только прокуратурой Верхнетоемского района вскрыто предусмотренное ст. 282 Уголовного кодекса преступление, связанное с размещением жителем района комментариев, направленных на разжигание ненависти и вражды в отношении этнической группы – «кавказцы», на интернет-странице группы «Подслушано Верхняя Тойма».

На основании направленных прокурором в порядке ст. 37 УПК РФ материалов данное лицо привлечено к уголовной ответственности, дело в отношении него рассмотрено Красноборским районным судом.

Докладные записки за первое полугодие текущего года свидетельствуют, что территориальные прокуроры игнорируют необходимость проведения в образовательных учреждениях, организациях, производственных и иных аудиториях профилактических выступлений по соблюдению законодательства о межнациональных отношениях противодействии экстремизму и терроризму, не требуют этого и от поднадзорных органов.

Не носит системного характера надзор за деятельностью муниципальных антитеррористических комиссий, их проверки проведены только в 10 случаях, а нарушения выявлены в одном.

Надзорной деятельностью практически не затрагиваются муниципальные программы по противодействию экстремизму и терроризму, их исполнение проверено только 3 прокурорами (г. Новодвинск, Ленский район, ЗАТО г. Мирный) и это с учетом того, что такие программы действуют в 24 муниципальных образованиях.

Достаточно редки проверки органов внутренних дел, в их деятельности за первое полугодие 2017 г. выявлено 9 нарушений закона.

Несмотря на то, что аппаратом прокуратуры области в 2016 г. направлялось информационное письмо о практике проверок состояния готовности сил и средств органов внутренних дел к отражению террористической атаки, такие проверки прокурорами не проводились.

Также отмечается, что прокурорами не обращалось внимания на приведение уставов органов местного самоуправления и обязанностей их должностных лиц в соответствие с изменениями, внесенными в федеральный закон «О противодействии терроризму» в части наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями (ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ).

Необходимо отметить работу специализированных прокуратур.

Так, Архангельская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах из года в год выявляет мелкие нарушения, связанные с контрольно-пропускным режимом на поднадзорных предприятиях, тогда в ведении прокуратуры находятся критически важные и потенциально опасные объекты. Именно соблюдение требований к их технической укрепленности и оснащенности средствами охраны должно быть под вниманием прокурора.

Архангельской и Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не уделяется внимания противодействию распространения в местах лишения свободы экстремистской литературы, случаи изъятия которой становятся все чаще, в 2016 г. – 11, за первое полугодие 2017 г. – уже 10.

При этом в исправительных учреждениях мер по установлению и пресечению каналов поступления этой литературы, привлечению к ответственности лиц ее распространявших, как правило, не принимается.

Более того в текущем году в исправительной колонии выявлено совершенное осужденным преступление террористического характера, связанное с оправданием терроризма.

При расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, грубых нарушений закона не допускается, однако в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение органами предварительного следствия требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, в части информирования Росфинмониторинга о лицах, в отношении которых возбуждены уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера.

Надзорная практика за расследованием уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности обобщена Генеральной прокуратурой, соответствующее информационное письмо поступило территориальным прокурорам в июле текущего года, прошу его изучить и принять к сведению.

Кроме всего сказанного хотелось бы отметить, что при внесении актов прокурорского реагирования, следует рассчитывать последствия их применения.

Так в связи с возникшими негативными последствиями для престижа органов прокуратуры, связанными с необдуманным вмешательством должностных лиц прокуратуры г. Северодвинска в деятельность муниципальной библиотечной системы, повлекшие обращение к руководству прокуратуры области депутатов областного Собрания и появление негативных публикаций в электронных средствах массовой информации, к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель прокурора города.

 

Доклад закончил.

Иллюстрация

Выступление начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Нины Мороз на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

08.08.2017

О мерах по противодействию коррупции
и антикоррупционных приоритетах

 

По результатам прокурорских проверок выявлено более 1,5 тыс. нарушений закона, для устранения которых принято свыше 600 актов прокурорского реагирования, по рассмотренным мерам к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 185 лиц, возбуждено 6 уголовных дел коррупционной направленности.

С учетом разъяснений и рекомендаций Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отраженных в информационных письмах от 21.04.2017,  16.05.2017, 02.06.2017 приняты меры по исключению учета в надзорной деятельности показателей, не относящихся к сфере противодействия коррупции, содержащих только предположения о возможных фактах коррупции.

Анализ результатов прокурорской деятельности по приоритетным направлениям, закрепленным в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры Российской федерации, показал, что не все прокуроры смогли переориентироваться и изменить подходы к организации прокурорского надзора: с фиксации малозначительных нарушений на выявление  общественно-опасных деяний, требующих прокурорского вмешательства.

Прокурорами не уделяется должного внимания вопросам  пресечения коррупционных правонарушений в сферах бюджета, закупок товаров, работ, услуг, использования государственного и муниципального имущества, т.е. в сферах, наиболее коррупционноемких, в том числе в деятельности поднадзорных государственных и муниципальных учреждений.

Между тем, за 6 мес. 2017 г. правоохранительными органами области выявлено    57 (20, рост +185%) преступлений коррупционной направленности, совершенных работниками государственных и муниципальных предприятий и учреждений, из них только в двух случаях уголовные дела возбуждены по результатам прокурорских проверок.

Прокурорам необходимо проанализировать причины и условия, способствующие подобным коррупционным проявлениям, и принять по ним меры реагирования. Результаты предлагается отразить в докладных записках об организации исполнения законодательства о противодействии коррупции по итогам работы за 9 мес. 2017 г. 

На постоянной основе проводятся проверки исполнения поднадзорными органами государственнрой власти и местного самоуправления требований антикорруцпионного законодательства.

Случаи сокрытия государственными служащими доходов и имущества выявлены в территориальных органах МВД России, ФСИН России, Росздравнадзора, администрации области, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области, агентства записи актов гражданского состояния области, органах местного самоуправления. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Обеспечено проведение проверок исполнения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». По результатам прокурорских проверок выявлено 9 нарушений законодательства, допущенных при предоставлении государственными и муниципальными служащими сведений о произведенных расходах по приобретению дорогостоящего имущества, внесено 2 представления о проведении служебных проверок в отношении 4 лиц, по их результатам 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по протестам прокуроров отменен 1 незаконный правовой акт. Оснований для направления заявлений в суд об обращении имущества в доход государства не установлено.

По результатам надзорной деятельности  за нарушения законодательства о противодействии коррупции уволено в связи с утратой доверия 6 (1) государственных и муниципальных служащих, в том числе:

2 – федеральных государственных служащих Управления Росприроднадзора на основании информации Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры;

1 – государственный служащий субъекта РФ по представлению прокуратуры области;

3 – муниципальных служащих (2 - по представлению Приморской межрайонной прокуратуры, 1 – прокуратуры Коношского района).

Прокурорами при внесении мер реагирования допускается постановка в них вопроса об ответственности в виде увольнения либо прекращения полномочий в связи с утратой доверия, несмотря на малозначительность допущенных нарушений, что делает невозможным исполнение таких требований, подрывает авторитет органов прокуратуры.

В ряде прокуратур сложилась порочная практика постановки в актах прокурорского реагирования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов представительных органов при малозначительности допущенных нарушений.

При этом, более 70 депутатов представительных органов в Вельском, Виноградовском, Котласском, Лешуконском, Няндомском, Онежском, Пинежском, Плесецком, Шенкурском районах согласно информации, размещенной в сети «Интернет», в текущем году вовсе не представили сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако информация о таких фактах и принятых в связи с этим мерах прокурорского реагирования отсутствует.  Горрайпрокурорам необходимо в кратчайшие сроки принять меры.

Предлагается впредь при принятии актов прокурорского реагирования по фактам нарушений антикоррупционного законодательства депутатами представительных органов, главами администраций муниципальных образований и руководителями муниципальных образований, их проекты предварительно согласовывать с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Повсеместно прокурорами в коммерческих организациях выявляются нарушения законодательства о противодействии коррупции при привлечении к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих без уведомления об этом соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления.

По постановлениям прокуроров 21 (4) лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло в 5 раз.

12 дел об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ находятся на рассмотрении.

Следует отметить, что горрайспецпрокурорами не уделяется должного внимания данным вопросам. Несмотря на заключенное соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Пенсионным фондом России о взаимодействии по вопросам противодействия коррупции, только из трех прокуратур в 1 полугодии 2017 г. в прокуратуру области поступали соответствующие запросы для направления в Отделение Пенсионного фонда России по Архангельской области, а возбуждение дел об административных правонарушениях в большинстве случаев стало следствием реализации материалов проверок, поступивших из прокуратуры области.

Из наложенных судами в 1 полугодии 2017 г. штрафов по  ст. 19.29 КоАП РФ на общую сумму 970 тыс. руб. реально уплачено только 20 тыс. руб. (2 %). Прокурорам необходимо безотлагательно разобраться в причинах и во взаимодействии со службой судебных приставов принять меры к реальному взысканию задолженности.

Повсеместно коммерческими организациями игнорируются требования законодательства о внедрении в практику работы антикоррупционных стандартов.

В отчетном периоде за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 3 организации, наложено штрафов на сумму 2 млн. руб., взыскано штрафов в размере 2 млн. руб. Это результаты работы прокуратур        г. Архангельска и Приморской межрайонной. 

Приняты меры по расторжению трудовых договоров, заключенных с нарушением антикоррупционных запретов и ограничений.

Коряжемским городским судом 01.02.2017 удовлетворен иск прокурора города о расторжении трудового договора, заключенного ОАО «Группа «Илим» (далее – общество) с бывшим начальником полиции МОМВД России «Котласский» Поляковым Е.В., которому ранее аттестационной комиссией УМВД России по области было отказано в даче согласия на замещение должности в данной коммерческой организации (в его должностные обязанности по ранее занимаемой должности входили функции по осуществлению контроля за деятельностью отдела ЭБиПК МОМВД России «Котласский»). Решение суда оставлено без изменения Архангельским областным судом по результатам рассмотрения жалобы общества. Решение суда исполнено, трудовой договор расторгнут.

Предлагаю прокурорам изучить данную судебную практику и использовать ее в надзорной деятельности.

В 1 полугодии 2017 г. на 46 % (с 212 до 394) возросло количество нарушений законодательства коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако, несмотря на столь значительные показатели работы, по результатам прокурорских проверок в органы предварительного расследования не направлено ни одного материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По результатам работы прокуратур г. Новодвинска, г. Северодвинска, Верхетоемского, Вилегодского, Коношского, Красноборского, Каргопольского, Лешуконского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского районов не возбуждено ни одного дела об административном правонарушении коррупционной направленности. К примеру, прокуратурами Мезенского района возбуждено 3 дела об административных правонарушениях коррупционной направленности, Пинежского района – 4.

В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования материалы направлялись только 6 прокуратурами (г. Коряжмы,     г. Северодвинска (2 материала), Няндомского, Плесецкого, Холмогорского районов, Архангельской прокуратурой по надзору за исполнением законов на ОРО).

В 1 полугодии 2017 г. выявлено 177 преступлений коррупционной направленности, основную массу преступлений – 76 или 42,9% от всего количества выявленных преступлений коррупционной направленности составило взяточничество.

Эти результаты достигнуты усилиями субъектов оперативно-розыскной деятельности.

По фактам взяточничества в крупном размере в сфере закупок возбуждено уголовное дело в отношении главы МО «Котласский муниципальный район» Бральниной С.Н., заведующего отделом внешних и общественных связей администрации указанного образования Альхимовича С.Н. и бывшего начальника управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации Шумилова А.В.

Привлечен к уголовной ответственности за взяточничество в особо крупном размере при проведении аукционов заместитель руководителя МТУ Росимущества в области и НАО Шмырев М.В.

Направлено в суд уголовное дело в отношении депутата Архангельской городской Думы МО «Город Архангельск» Алиева Г.А.о., получившего взятку в крупном размере за оказание содействия в получении должности и удостоверения помощника депутата Архангельской городской Думы МО «Город Архангельск».

При незначительном количестве дел оперативного учета (далее – ДОУ) о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, качество оперативно-розыскной деятельности не отвечает предъявляемым требованиям – более половины ДОУ о преступлениях коррупционной направленности заканчиваются как нереализованные.

Отсутствие значимых результатов работы напрямую связано с нарушениями, допускаемыми по ДОУ о преступлениях коррупционной направленности.

В подразделениях органов внутренних дел, обслуживающих Верхне-тоемский, Виноградовский, Каргопольский, Лешуконский, Мезенский и Шенкурский районы области, работа по выявлению преступлений коррупционной направленности не ведется, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих ДОУ и возбужденных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по материалам территориальных органов внутренних дел.

При этом прокурорами указанных районов не принимались меры, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Во  2-м полугодии 2017 г. необходимо сосредоточить усилия на координирующей роли прокуратуры в организации борьбы с коррупцией и межведомственном взаимодействии в целях выявления преступлений коррупционной направленности.

Иллюстрация

Выступление заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

08.08.2017

Уважаемые Виктор Анатольевич, коллеги!

В первом полугодии 2017 года органы прокуратуры области ориентированы на укрепление законности и правопорядка в регионе, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства, обеспечение законности в сфере экономики и экологии.

В рамках установленного регламента невозможно затронуть всех направлений «общенадзорой» деятельности органов прокуратуры, остановлюсь лишь на основных и значимых результатах, проделанных прокурорами в истекшем полугодии, имеющихся проблемах, которые надлежит решать в дальнейшем.

Работа строилась на основании организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры, решений коллегии прокуратуры области и постановлений координационного совещания руководителей правоохранительных органов области.

Первоочередные задачи также нашли свое отражение в сохраняющем свою актуальность итоговом решении коллегии прокуратуры области по результатам работы за 2016 год. Для их реализации за первые 6 месяцев текущего года проведено 65 плановых и внеплановых проверок (за весь 2016 год – 100).


 

Проверками выявлено почти 15 тысяч нарушений закона. Опротестовано около 1,8 тысяч незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено 1825 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 54 уголовных дела.


 

Особое внимание, как и прежде, прокурорами уделялось исполнению законодательства в сфере экономики, наиболее важными оставались вопросы соблюдения социальных прав граждан – основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты им заработной платы, необеспечения жильем, медицинской помощью, лекарствами, качественными коммунальными услугами.

*****

Приоритетными из них являлись права социально-незащищенной категории граждан.

На сегодняшнем этапе это важная часть надзорной деятельности, поскольку в тех же непростых условиях развития экономики страны при решении вопросов о сокращении финансирования социально-экономических программ в первую очередь ущемлению подвергается эта категория граждан.

Финансирование социальных программ с 2015 года сократилось на 42 % и составило в 2017 году 19,6 млн. руб. И даже эти деньги умудряются расходовать неэффективно.

Онежским межрайонным прокурором вскрыт факт приобретения главным врачом районной больницы лестничного подъемника, не способного удовлетворить нужды инвалидов.

Подобные нарушения выявлены прокурорами Вилегодского, Пинежского районов, ЗАТО город Мирный и другими.

Однако несмотря на это и значительное количество поступающих в прокуратуру области обращений о нарушении прав инвалидов на лекарственное обеспечение, беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструк­туры прокурорами Виноградовского, Красноборского, Ленского и Няндомского районов нарушения не выявляются.

Меры административного воздействия к виновным применяются крайне редко!

Считаю необоснованно забыта проблема обеспечения пожарной безопасности в специализированных социальных учреждениях, в первую очередь с круглосуточным пребываем людей. Таких объектов в области насчитывается 128. 

К сожалению и прокуроры при исполнении своих должностных обязанностей не проявляют принципиального подхода к разрешению проблем граждан.

В своем докладе по итогам работы за 2016 год я приводил пример равнодушия прокурора Плесецкого района к проблеме инвалида-колясочника, и снова проявлено подобное отношение, только уже прокурором Холмогорского района, которым необоснованно отказано в удовлетворении обращения пенсионеров – бывших работников уголовно-исполнительной системы о незаконном приостановлении им социальных выплат. При разрешении обращения депутата Государственной Думы Вторыгиной Е.А. об оспаривании бездействия прокурора вскрылась проблема регионального масштаба, и только после вмешательства аппарата права 390 пенсионеров восстановлены.

А мы, что сами без депутатов и Президента не в состоянии разобраться и навести порядок на вверенной нам территории?!

В этой связи требую от прокуроров изменить подходы к разрешению обращений граждан, исключить «местечковое» мышление и желание отмахнуться от их проблем!

В противном случае спрос будет жестким!

*****

По-прежнему актуальными остаются проблемы граждан –участников долевого строительства.

С начала текущего года увеличилось с 8 до 10 количество проблемных объектов и пострадавших «дольщиков» (с 293 до 383, все в городе Архангельске).

В настоящее время в регионе 90 застройщиками с привлечением средств (более 4,5 тыс.) граждан возводится 137 многоквартирных домов, наибольшее их число строится в городах Архангельске (65) и Северодвинске (40), при этом всеми прокурорами в истекшем полугодии выявлено лишь 25 нарушений закона, что явно не соответствует состоянию законности в этой сфере.

В городе Архангельске выявлен факт выдачи администрацией города Архангельска разрешения на ввод дома № 22 по улице Карла Либкнехта в эксплуатацию без фактического завершения работ по его подключению к системам инженерной инфраструктуры. В результате халатности местных чиновников нарушены права 72 дольщиков, а водоснабжение дома на протяжении уже более 5 лет обеспечивается временным водопроводом. И такой дом не единственный!

Данный вопрос поставлен на контроль, прокурору города поручено в целом проанализировать ситуацию, связанную с соблюдением прав дольщиков с принятием адекватных мер реагирования, в том числе уголовно-правового характера.

Однако существующие проблемы касаются не только областного центра.

По нашей информации в Котласе и Коряжме с грубыми нарушениями закона ведется массовое строительство домов с привлечением средств граждан по соглашениям о намерениях и договорам займа, то есть вопреки требованиям 214 Федерального закона.

Не исключены аналогичные схемы и в иных муниципальных образованиях области.

Поэтому предлагаю прокурорам проанализировать складывающуюся при строительстве многоквартирных домов ситуацию, при установлении подобных фактов, в том числе решать вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 200.3 УК РФ.

*****

Прокурорами исполняются задачи, поставленные Генеральным прокурором в сфере защиты бизнеса, ежегодно при формировании сводного плана проверок хозяйствующих субъектов почти треть изначально предложенных контролерами необоснованных мероприятий исключаются, а при рассмотрении их предложений о проведении внеплановых проверок в 58 % случаях (100) они отклонены.

Однако очевидно, что сегодня у бизнеса иные проблемы, препятствующие их развитию, о которых не принято говорить.

Одна из них – это чиновники!

Контракты заключаются без торгов с заранее известным кругом лиц, приближенным к власти «протеже» выделяются привлекательные по своей прибыльности земельные участки, выдаются разрешения на строительство коммерческой недвижимости и комфортного бизнес-жилья. В результате ущемляются права иных хозяйствующих субъектов, ограничивается конкуренция на рынке услуг.

Так, подведомственное агентству по спорту области ГАУ «Поморье» без проведения предусмотренных законом торгов за бюджетные 48 млн. руб. пользуется услугами индивидуального предпринимателя в плавательном бассейне «Водник». Незаконная сделка прокуратурой области оспорена в суде, материалы проверки направлены в антимонопольный орган. 

Подобные случаи имелись в подведомственном региональному министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса ГАУ «Единый лесопожарный центр».

Массовый характер таких же нарушений, я уверен, есть в каждом районе области, однако прокуроры почему-то их своевременно не пресекают!

По-прежнему выявляются факты хищения бюджетных средств, выделяемых для создания и развития бизнеса.

Только за три прошедших года по материалам аппарата прокуратуры области следственными органами возбуждено 13 уголовных дел, ущерб областному бюджету составил свыше 26 млн. руб.

Единственный случай хищения муниципальных средств вскрыт только Котласским межрайонным прокурором.

Безусловно, совершение этих преступлений невозможно без участия должностных лиц органов власти!

Несмотря на принимаемые меры, кардинальным образом не удается решить проблему в сфере расчетов за исполненные предпринимателями государственные и муниципальные контракты! Такая задолженность остается высокой и составляет 204 млн. руб.

Отстаивая интересы бизнеса в силу предписаний приказа Генерального прокурора № 53 не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами.

Поэтому вторая не менее важная и требующая принятия мер прокурорского реагирования проблема – нелегальный бизнес.

Работа в этой сфере начата!

По фактам регистрации коммерческих организаций на подставных лиц на учет поставлено 33 преступления. Эти деяния вскрыты в городах Архангельске, Новодвинске, Коряжме, Вельском, Котласском и Няндомском районах.

Бесспорно, что создание таких фирм преследует единую цель – совершение преступлений и правонарушений, извлечение сверх прибыли!

Однако несмотря на жесткие установки аппарата, изложенные в постановлении координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 2 ноября 2016 года, другие прокуроры совместно с органами полиции в эту работу не включились! Решение данной проблемы нельзя откладывать на завтра!

Осуществляя надзорные полномочия в сфере защиты бизнеса прокуроры не всегда проявляют государственный подход!

Так, по требованию прокуратуры города Северодвинска администрацией города приняты меры к сносу незаконно возведенных помещений ООО «Фирма «Ремстройуслуги», используемых для предоставления услуг автосервиса. Однако вопрос возможности легализации существующего на протяжении 10 лет бизнеса, налоговые отчисления от которого ежегодно составляют почти 2 млн. руб., и где осуществляют трудовую функцию 20 граждан, прокурором не рассматривался.

Аналогичные необдуманные действия приняты Приморской межрайонной прокуратурой, инициировавшей привлечение к административной ответственности ООО «СК «Северо-Запад» за размещение на земельном участке сельхозназначения строительного вагончика. Штраф за данные действия достигает 700 тыс. руб.

При этом ранее вопросы эффективного и рационального использования этого участка на протяжении нескольких десятков лет зарастающего бурьяном ни кого не волновали! А как только инвестор приступил к строительству – появился прокурор-«защитник бизнеса»!

С 6 августа вступает в силу 189 Федеральный закон, устанавливающий административную ответственность (ст. 7.32.5 КоАП РФ) должностного лица заказчика за нарушение срока и порядка оплаты, а также необеспечение авансирования государственного или муниципального контракта.

Санкция предусматривает штраф от 30 до 50 тыс. руб., за повторное правонарушение – дисквалификацию до двух лет!

Я призываю прокуроров, имея в руках новый механизм воздействия, не делать из него «орудие массового уничтожения» руководителей местных органов, не допускать возбуждения дел об административных правонарушениях по формальным основаниям.

В каждом конкретном случае такого нарушения выяснять истинные причины сложившейся ситуации! 

*****

С учетом приоритетного экологического развития страны организована реализация утвержденного 24 марта 2017 года прокурором области Плана работы органов прокуратуры области по исполнению экологического законодательства в Год экологии.

Надзорная деятельность направлена в первую очередь на полноту принимаемых мер уполномоченными контролирующими органами, а также пресечение фактов незаконной рубки древесины, добычи общераспространенных полезных ископаемых, приняты меры для обеспечения населения качественным питьевым водоснабжением, пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах и другие.

Принятые прокурорами меры реагирования способствовали продолжающейся положительной динамике снижения долгов за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду, размер которых снизился более чем на 10 млн. руб. (со 124 млн. руб. до 114 млн. руб.).

Подобные подвижки наметились в сфере расчетов за аренду лесных участков – задолженность сократилась на 20 млн. руб. (с 224 до 204 млн. руб.).

Настойчивая позиция прокуратуры и принятые в этой связи меры реагирования к региональному Правительству позволили исключить «псевдо» инвестиционный проект в области освоения лесов ООО «Поморский лесной технопарк» из перечня приоритетных и предотвратить причинение ущерба государству (на сумму около 100 млн. руб.).

В этой связи Архангельскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо дать уголовно-правовую оценку действиям должностных лиц названного общества!

Проведены проверки организации органами местного самоуправления обеспечения населения качественным питьевым водоснабжением. Отмечено его наибольшее несоответствие предъявляемым параметрам в Виноградовском, Красноборском, Котласском, Ленском, Няндомском, Пинежском и Холмогорском районах, в связи с чем прокуроры отслаивали интересы граждан в судебном порядке. Эту работу стоит продолжить, добиваясь реального устранения нарушений.

Вскрыты случаи незаконного использования общераспространенных полезных ископаемых, по материалам прокурорских проверок возбуждены и расследуются уголовные дела либо проводятся процессуальные проверки по фактам незаконной добычи песка на территории областного центра, Котласского, Красноборского и Приморского районов, приняты меры по взысканию причиненного государству ущерба в судебном порядке.

Учитывая важность экологической темы для нашего региона необходимо продолжить выполнение мероприятий Плана работы органов прокуратуры в этой сфере.

Кроме того, для реализации установок Генеральной прокуратуры в настоящее время аппаратом организована проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, ее результаты подлежат рассмотрению на заседании коллегии прокуратуры области уже в сентябре этого года.

В этой связи прошу отнестись к этому мероприятию добросовестно и организовать проверку на должном уровне.

*****

Заканчивая свое выступление, обращаю внимание прокуроров на принятие организационных и практических мер, направленных на обеспечение законности в период проведения избирательных кампаний и непосредственно самих выборов в органы местного самоуправления в единый день голосования – 10 сентября 2017 года.

При организации надзора за процессом подготовки муниципальных образований к предстоящему отопительному сезону необходимо продолжить дальнейшую реализацию протокольного решения постоянно действующей межведомственной рабочей группы прокуратуры области от 11.11.2015, нацеленного на изменение сложившейся ситуации в сфере расчетов за энергоресурсы, а также пункта 1.4 итогового решения коллегии прокуратуры области по результатам работы за 2016 год – уделять внимание качеству поставляемого в регион топлива и ценообразованию на него.

Иллюстрация

Выступление заместителя прокурора области Владимира Ананьева на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

08.08.2017

О проблемных аспектах надзора за процессуальной
деятельностью органов расследования и исполнением
законов о несовершеннолетних и молодежи

 

Уважаемые коллеги!

 

На расширенной коллегии по итогам работы за 2016 г. одной из основных задач прокурорам определена защита граждан и организаций от преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных технологий.     

Каковы результаты его исполнения?

При сокращении числа зарегистрированных преступлений (на 15%), что связано в основном с декриминализацией ряда преступных деяний небольшой тяжести, возросло количество умышленных убийств, разбоев, грабежей, мошенничеств, вымогательств, преступлений, совершенных в группе.

По удельному весу групповых преступлений - 14% мы - вторые в России и уступаем только г. Москве (20,3%), а по лицам, их совершившим - 23%, –  первые. При том, что раскрываемость преступлений осталась практически на прежнем уровне – 64%.

Непонятно, что происходит в Плесецком районе – в нем в единственном произошел всплеск преступности - почти на 16 % и по всем основным криминологическим характеристикам.

Очевидно, что за этим - в том числе просчеты в надзоре за профилактической работой правоохранительных органов и их оперативно-розыскной деятельностью.  

Противодействие телефонным мошенничествам полицией при молчаливом согласии прокуроров фактически провалено.

Зарегистрировано 340  таких преступлений, - в 2 раза больше, чем в предыдущем году, более половины этих уголовных дел – 178 приостановлено, в суд не направлено ни одного и лишь 13 передано по территориальности в другие субъекты со снятием с учета.

При этом органами внутренних дел, несмотря на прямое указание в постановлении координационного совещания от 30.09.2016 полномочия по блокированию sim-карт и мобильных телефонов по IMEI-кодам не использованы ни разу, тогда как УФСИНом это успешно применяется (с 2015 г. 3,3 тыс. случаев).

Начальнику УМВД внесено представление.

Не изжиты незаконные отказы в возбуждении уголовных дел.  Прокурорами отменено 11,2 (10,5) тыс. таких решений, на 7 % больше, чем в предыдущем году, по результатам дополнительных проверок возбуждено 787 уголовных дел.

Продолжает иметь место длительное, в течение месяцев и даже лет (!) невозбуждение уголовных дел при наличии повода и оснований, занижение квалификации содеянного.

В г. Архангельске почти 2 года не возбуждалось дело по заявлению гражданина С. о разбойном нападении на него, при том, что почти сразу установлены 3 причастных к этому лица.

Дознавателем неоднократно  отказывалось в возбуждении дела, эти решения отменялись прокуратурой, лишь в марте т.г. оно возбуждено с заниженной квалификацией - по ч. 1 ст. 111 УК РФ и в отношении «неизвестного лица», когда фигуранты уже были осуждены за преступления, совершенные до и после этого нападения и отбывали наказание в местах лишения свободы.

Из-за подобных фактов прокурорами продолжено инициирование процессуальных проверок в отношении следователей и дознавателей за вынесение заведомо незаконных процессуальных решений, в органы СКР направлено 6 материалов.

Трудно искореняется задержание в административном порядке лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Это имело место в                      гг. Архангельске, Северодвинске, Вельском районе.

Не всегда избираемые меры пресечения адекватны совершенным преступлениям, данным о личности обвиняемых, другим существенным обстоятельствам.

В г. Архангельске ночью на улице некто З. напал на гражданина, нанес ему удары руками по лицу, похитил деньги. По «горячим следам» он задержан, возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, однако, несмотря на то, что он совершил тяжкое преступление, дважды судим, не работает, злоупотребляет спиртным, по месту жительства характеризуется отрицательно и тем самым склонен к совершению преступлений, следователем ему избрана подписка о невыезде.

После вмешательства прокуратуры он заключен под домашний арест.

Изменена практика применения домашнего ареста, он избран 107  лицам, во всех районах области, в том числе и в тех 5, где прокуратуры по решению коллегии поставлены на контроль.

Однако, в удовлетворении 33 ходатайств - каждого 4-го, судами отказано в связи с их некачественной подготовкой, отсутствием оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, несоответствием приведенных доводов представленным документам, что прокурорами оставлено без своевременной оценки. Показательно, что ими обжаловано всего 4  таких постановления, удовлетворено 2 представления.

При распространенности нарушений условий исполнения домашнего ареста, по инициативе следствия лишь в  39 % случаев он изменен на заключение под стражу. В результате подобного бездействия следователя в Вельском районе, обвиняемый скрылся, совершил 2 преступления в Вологодской области и там за них был арестован.     

Напомню, что в июне т.г. на места направлено указание руководителей  правоохранительных органов об установлении обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, его внедрение должно снять многие вопросы, возникающие при избрании мер пресечения и назначении наказания. Коллеги, ждем результатов….

По-прежнему массовый характер носит незаконное приостановление расследования, прокурорами  отменено почти 1370  таких постановлений.

Совместное указание от апреля т.г., о критериях законности приостановления расследования неочевидных преступлений призвано минимизировать необоснованные приостановления и их многочисленные формальные отмены прокурорами и руководителями следствия.

Некоторые промежуточные результаты его применения:

количество впервые приостановленных уголовных дел сократилось на 9 % 5295 до 4837), а отмен этих решений прокурорами - на 14 % 1596 до 1378).

Продолжает допускаться длительное непринятие уголовных дел к производству после отмен прокурорами решений об их приостановлении и прекращении. В Вельском районе более четырех месяцев после прокурорских отмен не возобновлялось расследование 2 приостановленных уголовных дел о поджоге магазина.

На годовой коллегии констатировано ненадлежащее исполнение решения межведомственной группы от 11.11.2015, нацеленного на изменение ситуации в сфере расчетов за энергоресурсы.

Мало что поменялось.

Из 13 возбужденных уголовных дел в суд не направлено ни одного, судебная перспектива просматривается лишь по 4, по всем наблюдается «махровая» волокита, неспособность, или нежелание полиции их расследовать и отсутствие системного и принципиального надзора,… Так, приостановили, потом формально отменили…, а воз и ныне там.    

Не решена проблема прекращения уголовных дел за примирением сторон и деятельным раскаянием (ст. 25, 28 УПК РФ). Хотя, соотношение и изменилось в пользу следствия, где прекращено 57 % дел (663 из 1172), против 47 %  (711из 1516) в прошлом году.

Введенными формами контроля с 14 до 8 % снижено число необоснованно направленных сообщений о преступлениях в другие субъекты. Эту работу нужно последовательно продолжать.

Остается неудовлетворительным качество расследования. Прокурорами для дополнительного  расследования возвращено 149 (167) дел, судами в порядке  ст. 237 УПК РФ - 37(23).

По решению коллегии принят ряд системных мер в сфере надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Выявлены 28 (15) фактов жестокого обращения с детьми, возбуждены уголовные дела, пресечены нарушения прав подростков и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Из 9 поставленных на контроль прокуратур в связи негативными тенденциями в динамике преступлений несовершеннолетних, в 6 надзор активизирован, в 5 районах число этих преступлений снизилось. 

Но существенно изменить криминогенную ситуацию не удается. Несмотря на снижение числа таких преступлений на 14 %, их удельный вес возрос до 5,8 (5,6) %. По этому критерию  область в последние годы устойчиво входит в десятку самых неблагополучных регионов.

Значительный рост преступности несовершеннолетних допущен в        гг. Архангельске (+51%), Новодвинске (+129 %), Плесецком (+100%), Вилегодском (+100 %) районах.

Парадоксально, но при увеличении количества преступлений, совершенных подростками с участием взрослых на 32 % (с 53 до 70), число выявленных вовлечений детей в их совершение (ст. 150 УК РФ) снизилось на 56 % (с 50 до 22).

Получается, что у нас несовершеннолетние вовлекают взрослых в преступную деятельность. И кто в это поверит ?...

Проведенными выездами аппарата в прокуратуры г. Архангельска и  Приморскую межрайоную выявлены существенные просчеты в организации исполнения решения коллегии от 27.10.2016 о профилактике преступлений несовершеннолетних, которые отражены в направленном прокурорам информационном письме. 

 

Спасибо за внимание.

Иллюстрация

Охрана жилищных прав детей при использовании родителями средств материнского капитала на приобретение жилья

Иллюстрация

Охрана жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Иллюстрация

Порядок рассмотрения споров о воспитании детей. Программа "ВАШЕ ПРАВО" эфир областного радио "Поморье" от 29.06.2017 и 06.07.2017

Часть 1 

Часть 2 

 
Фильтр
Дата с по