Прокуратура Архангельской области: Доклад заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области 26.07.2018
2018
27июл
Доклад заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области 26.07.2018

Уважаемые Виктор Анатольевич, Илья Александрович, коллеги!

 

Подводя итог прошедшего полугодия, хотелось бы отметить, что с целью обеспечения прав и свобод граждан и безопасности государства органы прокуратуры области продолжают кардинальным образом менять подходы к осуществлению прокурорского надзора. Наши силы были направлены на принятие эффективных мер прокурорского реагирования, акцент сделан на превентивную работу в сохранении законности. Для упреждающего и системного надзора прокуроры ориентированы на проведение не точечных и разовых проверок, а постоянное присутствие и своевременное вмешательство в тех сферах, которые являются приоритетными. Это вопросы соблюдения социальных прав граждан, пресечение фактов невыплаты им заработной платы, необеспечения жильем, медицинской помощью, лекарствами, качественными коммунальными услугами. Основные усилия сконцентрированы на устранении административных барьеров на пути предпринимательства, в том числе исполнении перед ними обязательств по контрактам государственными и муниципальными заказчиками, а застройщиками - по передаче участникам долевого строительства оплаченных объектов. Не оставлены без внимания значимые для укрепления экономических основ страны и области сферы бюджетного, включая закупки и реализацию программ, налогового, земельного и законодательства о государственной и муниципальной собственности

Приняты меры к реализации первоочередных задач, поставленных в итоговом решении коллегии прокуратуры области по результатам работы за 2017 год, а также сохраняющих свою актуальность решениях межведомственных рабочих групп, касающихся платежной дисциплины за энергоресурсы и принятия мер к ликвидации задолженности по заработной плате.


 

Проверками выявлено более 13 тысяч нарушений закона. Опротестовано около 1,5 тысяч незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено 1700 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 45 уголовных дела.


 

Введение режима постоянного мониторинга ситуации и проведения проверок на наиболее актуальных направлениях надзорной деятельности позволило взять ситуацию под контроль, глубже изучать происходящие негативные процессы, наработать опыт, найти адекватные меры воздействия.

******

В результате такого подхода в первом полугодии текущего года мерами прокурорского реагирования в регионе удалось погасить задолженность по заработной плате на сумму около 21 млн. руб. перед почти 300  гражданами.

Вознаграждение за труд является конституционным правом гражданина. И здесь не должно быть мелочей. Ни один человек не должен работать бесплатно, при этом испытывая нужду из-за нерадивых работодателей.

Добиваясь погашения таких долгов, необходимо крайне жестко и принципиально подходить к самим нарушителям, инициировав привлечение их к административной и уголовной ответственности. Механизмы такой деятельности заложены в протокольном решении рабочей группы от 07.09.2017, который должен быть настольной книгой каждого прокурора.

Его реализация уже дает результаты. По мерам прокурорского реагирования за невыплату зарплаты к дисциплинарной ответственности привлечено 48 виновных лиц, административной - 37.

Органами Следственного комитета региона по результатам процессуальных проверок возбуждено 19 (в 1 полугодии 2017 г. – 6) уголовных дел данной категории, большинство из них по материалам прокурорских проверок – 11 (2). В суд уже направлено 10 (2) уголовных дел, по остальным предварительное следствие продолжается.

Между тем, несмотря на принятые усилия прокуратуры, задолженность по заработной плате в учетных организациях в текущем периоде возросла на 14% и составила более 12 млн. руб. в отношении свыше 400 работников (на 1 января она равнялась чуть менее 11 млн. рублей). Увеличилось количество предприятий, являющихся респондентами статистической отчетности с 5 до 15. Большинство предприятий-должников находятся в различных стадиях банкротства и ликвидации, что особенно затрудняет восстановление прав граждан.

Указанное свидетельствует о серьезных просчетах в организации данного надзора, в первую очередь, несвоевременности выявления и пресечения фактов невыплаты заработной платы.

При этом прокуроры повсеместно не используют данные, содержащиеся в материалах уголовных, гражданских, административных дел, средствах массовой информации. Информация в службе судебных приставов, налоговых инспекциях не запрашивается и соответственно не анализируется. Не используется потенциал интернет-ресурсов, несмотря на направление аппаратом перечней таких бесплатных сайтов.

Ослаблено взаимодействие с общественными организациями, профсоюзами, а также судебная защита трудовых прав граждан. Несмотря на рост предприятий-должников и суммы задолженности снизилось количество направленных в суд исков, привлеченных по инициативе прокуроров лиц к административной ответственности. Такая мера реагирования, как предостережение о недопустимости нарушений закона, оказалась неэффективной.

Прокурорами не проведено ни одной совместной проверки с Государственной инспекцией труда в области и НАО, налоговыми органами, полицией.

В результате обозначенных просчетов в надзоре прокуратура теряет свои наступательные позиции в борьбе за соблюдение трудовых права граждан. Зачастую прокуроры лишь констатируют факт такого нарушения, а меры реагирования принимают только после наступления негативных последствий и утраты реальной возможности выплаты зарплаты.

Так, в ЗАО «Беломорская рыбоперерабатывающая компания» более трех лет не выплачивалась двухмесячная задолженность по заработной плате. Однако эти факты остались вне поля зрения как прокуратуры г. Северодвинска, так и контролирующих органов. Меры, направленные на ее выплату, своевременно не приняты.

Аналогичная ситуация в МУП «Горковское ЖКХ» Верхнетоемского района, где зарплата не выплачена более двух лет, ООО «Грата» Няндомского района, в отношении которого меры прокурорского реагирования приняты спустя два месяца, лишь после предоставления организацией этих сведений в органы статистики. 

Допускаются нарушение требований уголовного законодательства.

Игнорируя требования ст. 151 УПК РФ, прокуратура Коношского района в связи с образованием задолженности по заработной плате в МУП «Коношское Благоустройство» материалы проверок направила для принятия процессуального решения в органы полиции, проявив некомпетентность.

Предлагаю в дальнейшей работе на архиважном направлении исключить подобные недостатки.

******

Очевидно, что решение названных социальных проблем невозможно без экономической составляющей. Учитывая, что практически все направления развития нашего региона связаны с эффективностью исполнения государственных и муниципальных программ, особое внимание прокуроров уделено этому направлению надзорной деятельности.

Прокурорскими проверками в текущем году выявлено около 550 нарушений закона (1 полугодие 2017 г. – 343) по 12 программам, для их устранения принято более 200 мер реагировании (125), в том числе в следственные органы направлено 16 материалов проверок (12) на сумму хищений свыше 120 млн. руб., по которым уже возбуждено и расследуется 12 уголовных дел (9).

Принимаются превентивные меры, в том числе направленные на предотвращение заключения незаконных контрактов при реализации мероприятий программ.

Так, Онежским межрайонным прокурором не допущено заключение контракта на право выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети на основании аукционной документации, содержащей ограничивающие конкуренцию условия. По представлению прокуратуры нарушения устранены.

Прокуратурой г. Архангельска пресечена попытка приобретения речных судов на сумму около 600 млн. руб.

Основной причиной, негативно влияющей на качество выполнения программных мероприятий, является хищение бюджетных средств.

Уже назрела необходимость основательно проанализировать состояние законности при реализации мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия области». В этом году выявлены главы крестьянских (фермерских) хозяйств, похитившие более 15 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства, в том числе на организацию производства, создание рабочих мест, закупку необходимого оборудования.

Такие факты вскрыты в Красноборском, Мезенском, Приморском районах, г. Архангельске.

Следует отметить, что такие преступления совершаются, в том числе по причине ненадлежащего ведомственного контроля органов государственной власти – главных распорядителей бюджетных средств, а иногда и с их участием. И на это следует обратить пристальное внимание при осуществлении надзорной деятельности.

Важно и нужно поэтапно контролировать их расходование, применять риск-ориентированные подходы, прогнозировать криминогенные угрозы и пресекать преступные действия, принимая превентивные меры и возможности использования депутатского корпуса, общественных организаций и граждан.

Все эти механизмы неоднократно аппаратом доводились до прокуроров, в том числе посредством направления обзора в данной сфере, через организационные документы, решения коллегии прокуратуры области и постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов области, на семинарах, в информационных и индивидуальных письмах.

Добросовестно поработали в этом направлении лишь малая часть прокуроров – Котласский и Онежский межрайонные, г. Северодвинска, Вельского, Няндомского районов. У остальных эффективность такой деятельности не обеспечена.

К примеру, прокурор Вилегодского района, на поднадзорной территории которого реализуется 17 программ с финансированием около 500 млн. руб., проведение надлежащих проверок не организовано, вследствие чего нарушений закона не выявлено. А ведь это направление для него является приоритетным.

******

Продолжено исполнение протокольного решения от 11.11.2015 в части укрепления платежной дисциплины при расчетах предприятий ЖКХ за поставленные энергоресурсы. В результате его реализации долги снизились более чем на 700 млн. руб., за 1 полугодие 2018 г. – на 20 млн. руб.

Наиболее важным является уменьшение такой задолженности в моногородах Новодвинске и Коряжме.

Применение прокурорами предложенных механизмов  способствовали снижению долгов за аренду муниципального имущества на 5 млн. руб., земельных участков на 10 млн. руб., по оплате за негативное воздействие на окружающую среду на 8 млн. руб.

Внедрена подобная практика и в сфере лесных отношений. Задолженность за аренду лесных участков в целом снизилась на 35 млн. руб. Однако после принятых мер прокурорского реагирования и исключения из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов ООО «Поморский лесной технопарк» и ОАО «Соломбальский ЦБК», этим организациям министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области доначислена арендная плата в размере 62 млн. руб.

Тем не менее, долги за поставленные энергоресурсы остаются существенными - более 1,5 млрд. руб. Отмечается их существенный рост в Вельском, Приморском, Няндомском и Коношском районах. В причинах образования задолженности прокуроры скрупулезно не разбираются, предложенные названным решением механизмы игнорируются, долги растут.

При этом, в Вельском районе допущен рост задолженности не только за энергоресурсы на 33 млн. руб., но и за аренду земельных участков почти на 2 млн. руб., муниципального имущества - на 7 млн. руб.

С учетом негативно складывающейся ситуации отмеченным прокурорам предлагаю незамедлительного принять меры, направленные на снижение задолженности, с привлечением к ответственности виновных.

******

В текущем году продолжаются мероприятия, способствующие обеспечению сохранности и всесторонней защите государственного и муниципального имущества, профилактике правонарушений в этой сфере.

В данном направлении прокурорами в отчетном периоде выявлено около 500 нарушений закона, значительную долю которых составляют - передача государственного и муниципального имущества в аренду без согласия собственника, проведения торгов, оценки, заключения договоров, взимания арендной платы, а также необеспечение его сохранности. По искам прокуратуры области 7 сделок с имуществом признаны недействительными, удовлетворены 4 иска об изъятии объектов из чужого незаконного владения.

К примеру, по искам прокуратуры области истребованы из чужого незаконного владения 59 объектов гражданской обороны, незаконно выбывших из федеральной собственности.

Аппаратом прокуратуры области на места направлены актуальные реестры согласованных министерством имущественных отношений области и заключенных договоров аренды государственного имущества, включая земельные участки, методические рекомендации, информационные письма, обзоры по данной тематике.

Вместе с тем инициативных проверок прокурорами на местах не проводится, в том числе при наличии «кричащих» статей в средствах массовой информации. Только после указаний прокуратуры области ими принимаются меры, направленные на устранений нарушений закона.

При этом проверки зачастую проводятся ненадлежащим образом, позиция как собственников имущества, так и фактических владельцев не выясняется, соответствующие лица не опрашиваются.

В связи с чем складывается впечатление, что только министерство имущественных отношений области нарушает законы при распоряжении имуществом и осуществлении контроля за его использованием. А органы местной власти работают при этом без нарушений.

В отчетном периоде лишь прокурорами городов Архангельска, Северодвинска, Котласским межрайонным, Мезенского, Вилегодского и Ленского районов направлялись проекты исковых заявлений об изъятии такого имущества из чужого незаконного владения. Остальные эту работу не осуществляют.

******

Прокуратурой приняты дополнительные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы исполнения наказания в виде обязательных работ, в том числе в деятельности судебных приставов-исполнителей, органов местного самоуправления и работодателей. Количество исполнительных производств этой категории, находящихся на исполнении в УФССП России по области и НАО, в текущем году составило более 8 тыс. Удалось добиться повышения показателя реального исполнения обязательных работ по итогам 1 полугодия 2018 г. до 27,7%, по первому полугодию прошлого года он составлял 22%.

Аппаратом до сведения прокуроров доведены механизмы осуществления надзора: разработана памятка, проведено межведомственное совещание, решение которого направлено для исполнения на места, подготовлено информационное письмо. О результатах работы практически ежемесячно информируется население.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые прокуратурой области меры надлежащая работа на данном участке надзорной деятельности прокурорами по-прежнему не организована, а отдельными попросту саботирована.

К примеру, в Верхнетоемском районе на исполнении в территориальном отделе судебных приставов находилось 236 исполнительных производств об отбытии административного наказания в виде обязательных работ, из них лишь 21 производство окончено фактическим исполнением. Процент исполняемости по итогам полугодия составил только 10,5%. Недостатки в работе имеются также в прокуратурах г. Архангельска (15,8%), Виноградовском (16,1%), Котласском (18,8%) и других районах.

 

******

Во исполнение п. 1.21 годового решения коллегии прокуратуры области на территории региона обеспечна законность в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.

Во втором полугодии текущего года, используя накопленный опыт, необходимо обеспечить законность, прозрачность, легитимность проведения выборов депутатов Архангельского областного Собрания депутатов, представительных органов местного самоуправления.

Обратить внимание на соблюдение прав избирателей, безопасность избирательных участков, исключив подмену полномочий избирательных комиссий, иных государственных органов и должностных лиц. Нельзя допустить даже малейшего повода для оспаривания их результатов.

Обращаю внимание, что согласно Закону Архангельской области от 05.06.2018 голосование за кандидатов в депутаты Архангельского областного Собрания депутатов продлено до 22 часов по местному времени.

******

Заканчивая свой доклад, обращаю внимание на проведение качественных надзорных мероприятий во взаимодействии с контролирующими (надзорными) органами при подготовке региона к отопительному сезону, особенно своевременный завоз топлива в районы, относящиеся к Крайнему Северу, и труднодоступные местности. Соответствующий план от 25.04.2018 направлен на места для реализации.