2019
01фев
Тезисы доклада прокурора Архангельской области Виктора Наседкина на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 31.01.2019

Уважаемые, коллеги!

        Все последние годы нам приходится работать в сложных социально-экономических условиях. Тем не менее поставленные задачи органы региональной прокуратуры во взаимодействии с другими государственными органами выполняют.

В своем докладе я затрону основные проблемы, имеющие комплексный характер, затрагивающий компетенцию органов, руководители которых участвуют в расширенном заседании нашей коллегии и, как предполагается, вынесут с нее свои выводы.

***Общей задачей для нас является принятие мер, способствующих оздоровлению экономики региона, поскольку это фундамент развития региона, исполнения им социальных обязательств, роста реальных доходов населения.

На экономическую полезность в деятельности прокуроров ориентируют все решения, принятые в последние годы прокуратурой области. Не будет исключением и решение настоящей коллегии.

Отмечу, что в 2018 г. собираемость налогов и сборов в областной консолидированный бюджет увеличилась на 7,7 млрд. руб. (+16,5 %) с 46,8 млрд. руб. до 54,5 млрд. руб., Госдолг области сократился на 5,4 млрд. руб. В этих результатах есть и толика труда прокуроров и наших коллег из правоохранительного блока.

***Главной ценностью региона был и остается лес, внимание к которому в последнее время обострилось на самом высоком уровне.

Во взаимодействии с УФНС по области и правоохранительными органами проделана значительная работа по реализации мероприятий масштабного отраслевого проекта ФНС России по декриминализации экономики в сфере ЛПК. Реализация проекта позволила увеличить налоговые поступления по всем видам налогов и увеличить общий объем налоговых доходов по отрасли на 2,2 млрд. руб., особенно по налогу на прибыль. Уже обозначилась тенденция перехода налогоплательщиков на прямые поставки лесопродукции, отказы от многочисленных фирм- посредников.

Этому способствовали и предпринятые совместные усилия по пресечению уголовно-наказуемых деяний по незаконному созданию юридических лиц, так называемых фирм-однодневок. Сейчас таких преступлений мы регистрируем уже сотню (2018 – 101, 2017 г. – 68), тогда как еще в недалеком 2016 их число измерялось единицами.

Несмотря на ряд реализованных мер, в лесной отрасли еще масса неразрешенных проблем, некоторые из них при надлежащем углубленном подходе могли быть выявлены и разрешены раньше.

Только в 2018 г органами прокуратуры оспорена незаконная практика выборочного регулирования исполнительной властью арендной платы за использование лесных участков на основе 33 заключенных в 2011 – 2017 гг. правительством области соглашений о взаимодействии. Условия этих соглашений позволяли представителям бизнеса на льготных условиях заниматься лесозаготовками в обмен на решение отдельных вопросов государственных органов и социальных проблем муниципальных образований (строительство, ремонт и.т.д.). Выполнение этих соглашений урезали сумму неналоговых поступлений в бюджет области более чем на полмиллиарда рублей. Когда же мы попытались понять соразмерную выгоду муниципальных образований, то оказалось, что в большинстве случаев фактически затраченные лесопромышленниками средства на социальные нужды невозможно подсчитать из-за бесконтрольности и непрозрачности этих процессов.

Так, в Шенкурске 14 млн. руб., якобы, затрачено на ремонт дворца культуры и спорта и реконструкцию моста. Сколько реально потрачено и кто производил работы до сего времени установить не удалось. Приобретенное там же за 10 млн. руб. судно ледового класса для переправы сельчан стало памятником бесхозяйственности и по назначению не используется. Деньги пушены на ветер.

В этой связи, обращаю внимание прокуроров и присутствующих коллег на исполнение п. 1.2 июньского 2018 г. постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов области об организации системного контроля и надзора за различного рода соглашениями о государственно-частном партнерстве в лесной сфере, имея в виду высокие коррупциогенные риски, которые в них кроются.

*** Важным источником пополнения бюджетов муниципальных образований является земля, где одна только задолженность по арендным платежам за землю составляет 517 млн. руб. Положительно, что в 2018 г. она не возросла и даже снизилась на 73 млн. руб.

Прокурорами пресекались случаи предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов, незаконного изменения вида разрешенного землепользования, в том числе особого ценного его назначения – сельскохозяйственного. По административному иску прокурора Плесецкого района к органам Роскадастра признано незаконным внесение в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении 14 земельных участков сельскохозяйственного назначения в МО «Оксовское», предназначенных под возведение туристического комплекса. (Кузнецов А.Н.)

Проводится работа по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков с «долгостроями».

Только в Архангельске 15 таких объектов, после нашего вмешательства 4 из них предоставлены хозяйствующим субъектам по договорам аренды, в отношении остальных горпрокуратурой информация доведена до Управления Росреестра по области и минимущества для проведения проверок.

Серьезные недостатки, больше схожие с «беспределом» выявлены прокуратурой области плановой проверкой законодательства о рекламе.

Двигатель торговли, который должен приносить общеполезные дивиденды, в том числе бюджетам у нас превратился в сытную кормушку для отдельных лиц при безучастном созерцании или коррупционном интересе со стороны властных и контролирующих органов.

Прокурорами выявлено на территории области более 800 незаконно размещенных рекламных конструкций практически во всех муниципальных образованиях, для пресечения беззакония возбуждено 69 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.21, 14.3, 14.37, ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ, в том числе предусматривающим штрафы до 1 млн. рублей. Благодаря активной позиции прокуроров проведено более 10 аукционов на право заключения договоров на установку рекламных конструкций на недвижимом имуществе и земельных участках, за выдачей соответствующих разрешений обратилось свыше 20 хозяйствующих субъектов. Органами местного самоуправления активизирована контрольная работа, выдано свыше 300 предписаний о демонтаже рекламных щитов, Архангельским УФАС России по области администрации МО «Город Архангельск» выдано предупреждение об устранения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» и демонтаже рекламных конструкций. В ноябре 2018 г. по мерам прокурорского реагирования усиленное решением Октябрьский райсуд г. Архангельска указал на бездействие администрации города и обязал ее демонтировать незаконные сооружения.

***Еще одним источником благоденствия в руках органов госвласти и местного самоуправления является хозяйственное использование государственной и муниципальной собственности.

В этой сфере прокурорами выявлено почти полтысячи нарушений, таких как: передача государственного и муниципального имущества в аренду без согласия собственника, непроведение торгов, неправильное взимание арендной платы, необеспечение сохранности имущества. По мерам прокурорского реагирования расторгнуто более 120 таких сделок. В основе таких нарушений, как показывает практика, зачастую таятся коррупционные мотивы, которые, к сожалению, мы в большинстве случаев доказать не способны.

Показателен пример непоставки ООО «Галатея» в ГАУЗ АО «Северодвинская стоматологическая поликлиника» медицинского оборудования в рамках государственного контракта, расторгнутого в ноябре 2016 г. Однако с того времени ни поликлиникой, ни учредителем – минздравом области так и не было заявлено в правоохранительные органы о завладении коммерческой организацией авансом в размере более 1 млн.руб.

Правительством области по представлению прокуратуры виновное должностное лицо минздрава привлечено к дисциплинарной ответственности, правовая же оценка действиям директора ООО «Галатея» по признакам мошенничества будет дана в рамках возбужденного по материалам прокуратуры уголовного дела, равно как и возможной причастности к преступлению соответствующих чиновников здравоохранения.

В истекшем году новый импульс работе придан решением коллегии прокуратуры области от 28.11.2017, касающимся вопросов исполнения органами госвласти и местного самоуправления законодательства при учреждении подведомственных им ГУПов и МУПов, казенных и автономных учреждений.

Архангельская область является акционером 14 акционерных обществ, в 8 из них со 100 % долей владения акциями. Вместе с тем, ожидаемого экономического и финансового эффекта эти общества не приносят вследствие неосуществления учредителем своих прав. Используя такую бесконтрольность генеральный директор АО «Агрофирма «Вельская» Шашлаков в 2014-2015 гг. через подконтрольные коммерческие структуры под видом расчистки земель сельскохозяйственного назначения от кустарниковой растительности незаконно вырубил 205 тыс. куб. м. ценных пород леса, причинив государству материальный ущерб на сумму свыше 12,5 млн. руб. Под занавес прошедшего года уголовное дело по обвинению Шашлакова в краже чужого имущества в особо крупном размере направлено в суд.

Предпринятыми инициативами прокуратуры области 21.05.2018 г. в постановление Правительства области от 27.10.2009 № 112-пп, регламентирующее вопросы полномочий по управлению акциями (долями в уставном капитале) хозяйственных обществ, находящимися в государственной собственности Архангельской области, внесены изменения, которыми с 15 до 35 % увеличен минимальный размер чистой прибыли хозяйственных обществ для направления на выплату дивидендов в пользу бюджета региона.

Как результат, доходы в виде прибыли (дивидендов по акциям), приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах товариществ и обществ, принадлежащих области, за 2018 г. составили 27 млн. руб. и превысили прогнозные показатели в 6,1 раза (на 22,6 млн. руб.)!

***Повышенное внимание нами уделяется предупреждению, выявлению и пресечению нарушений бюджетного законодательства, особенно реализации государственных и муниципальных программ, где прокурорами выявлено свыше 1000 нарушений, инициировано возбуждение 28 уголовных дел, направлено 15 информаций для организации проведения оперативно-розыскных мероприятий, в судах удовлетворено около 30 наших исков. Принятыми мерами реагирования пресечены незаконные сделки на сумму почти 900 млн. руб.

Впервые профицит областного бюджета составил 3 млрд. руб., его доходы – свыше 93 млрд. руб., в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы – почти 74 млрд. руб.

Всего проделанного здесь не перечислить, однако не могу не отметить, что благодаря принципиальной позиции органов прокуратуры по надзору за реализацией государственных программ:

- во взаимодействии с контрольно-счетной палатой области предотвращено незаконное приобретение администрацией г. Архангельска у ООО «Волгататсудоремонт» речных судов на 576,9 млн. руб.;

- в судебном порядке признаны недействительными муниципальные контракты администраций Пинежского и Мезенского районов с ООО «АСК» по строительству детского сада и школы на сумму 328,6 млн. руб., а по фактам предоставления должностными лицами ООО в контрактное агентство области подложных документов для участия в аукционе по материалам прокуратуры возбуждены и расследуются уголовные дела (ч.3 ст. 327 УК РФ);

- пресечены факты хищения главами крестьянских (фермерских) хозяйств бюджетных средств на сумму свыше 30 млн. руб., выделенных в рамках реализации мероприятий развития сельского хозяйства.

- в суд направлено уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении троих лиц (Ермолин А.С., Стук Ю.Н., Душевина И.С.), совершивших в 2012-2015 гг. 11 эпизодов мошенничества на сумму 11,8 млн. руб., выделенных для развития малого и среднего предпринимательства.

Все это плоды организованного предметного надзора с закреплением за каждой госпрограммой оперативного работника, повышенного спроса и ответственности за конечный результат, а не за количество принятых мер.

*** Приоритетом надзора остается исполнение законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, где прокурорами предотвращено совершение финансовых правонарушений на сумму около 1,4 млрд. руб., возмещено свыше 251 млн. руб. ущерба, причиненного преступной деятельностью недобросовестных участников системы кооперации и должностных лиц предприятий ОПК, по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел. (Стрекин С.Н.)

***Животрепещущая тема – противодействие коррупции, которую справедливо сравнивают с гигантским айсбергом, наибольшая часть которого латентна. Отсюда, все выявленные прокурорами 1,9 (2,3) тыс. нарушений закона, а также возбужденные органами предварительного расследования уголовные дела о 399 коррупционных преступлениях всего лишь видимая и небольшая часть этой глыбы.

Прокуратурой области значительные усилия затрачиваются на профилактику коррупционного поведения: соблюдение антикоррупционных запретов и ограничений, контролю за расходами, реализации полномочий по привлечению юридических лиц к административной ответственности… Однако наиболее опасные уголовно-наказуемые проявления коррупции, особенно системного характера, приравниваемые к экономическому терроризму, требуют специфических оперативных способов и возможностей, которыми органы прокуратуры хоть и не обладают, но имеют достаточные полномочия побуждать активное и качественное осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Решением коллегии от 26.07.2018 г. роль прокуроров в укреплении законности в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) признана малоэффективной, в связи с чем потребовано пересмотреть существующие подходы к организации этого надзора, побуждая его мерами прокурорского реагирования к реализации определенных законом задач, направленность которых требует учитывать социально-экономическое положение территорий и объектов, выявляемые и прогнозируемые криминогенные тенденции и угрозы.

Зададимся вопросом отвечает ли наша работа государственным установкам о противодействии экономическому терроризму и системной коррупции? Анализ показывает, что НЕТ:

- из 207 попавшихся «коррупционеров», только чуть более 1/3 (75 или 36 %) являлись должностными лицами, 2/3 (64 %) – физические лица;

- в сфере экономики выявлено менее 1/3 (31,8 %) коррупционных преступлений, более 2/3 в социальной сфере (68,2 %);

- по каждому десятому учтенному факту коррупции (44 преступления или 10,3 %) истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Как видно, основные показатели по делам о взяточничестве «делаются» за счет фактов «низовой коррупции», другими словами за счет врачей, педагогов, предпринимателей. К примеру, четверть (60) всего массива выявленных УМВД России по области преступлений связаны с фактами хищения более 3 млн. руб. средств слушателей директором АНО РУЦ «Инфо» Ященко Л.Н.

Приведенные данные и примеры говорят в первую очередь о неправильно сформированных приоритетах.

Обращаю внимание прокуроров на принятие скоординированных мер по борьбе с коррупцией, подрывающей экономическую безопасность России и создающей барьеры для развития предпринимательства и здоровой конкуренции.

***Завершая доклад, выражаю надежду, что в текущем году прокуроры и присутствующие здесь коллеги преумножат усилия по реализации истинных целей законности и правопорядка!

Спасибо за внимание!