2019
18апр
Доклад заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области по вопросу исполнения законодательства о безопасности дорожного движения

Уважаемый Виктор Анатольевич, коллеги!

В соответствии с п. 5 плана работы прокуратуры Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Конституция Российской Федерации провозгласила высшей ценностью человека, его права и свободы, возложив на государство обязанность по созданию механизма защиты жизни и здоровья людей, включая обеспечение безопасности дорожного движения.

Несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует совместных усилий со стороны органов государственной власти, организаций и граждан.

Об этом, в том числе свидетельствуют статистические показатели и выявленные прокурорами нарушения (около двух тысяч с 2017 г.).

*****

Только в 2018 г. на автодорогах области зарегистрировано более 1,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 123 человека, почти 2 000 получили травмы различной степени тяжести.

А если смотреть за пять лет, то погибших более 700 человек, что сравнимо с боевыми действиями. Ни одна другая сторона нашей жизни не влечет таких тяжких последствий и человеческих жертв.

Эти цифры  складываются из совокупности факторов, в том числе деятельности органов государственной власти, организаций, граждан, качественного дорожного покрытия, технического состояния транспортных средств и других. И никакую из этих составляющих нельзя поставить в приоритет, все они, бесспорно, влияют на безопасность дорожного движения.

*****

Как показала проверка, нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не совершенно.

Зачастую акты органами государственной власти и местного самоуправления вовсе не принимаются, а принятые, к сожалению, носят формальный характер, противоречат действующему законодательству.

Так, например, невзирая на наличие обязанности органов местного самоуправления ежегодно устанавливать аварийно-опасные участки, в том числе исходя из мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, а также принимать меры к их ликвидации, такие перечни зачастую ими не утверждаются, как например, в Вельском, Приморском, Онежском, Няндомском и Холмогорском районах. А если и утверждаются, то только на бумаге. Фактически же никаких денежных средств на реконструкцию дорог в местных бюджетах не закладывается, несмотря на закрепленную в законодательстве обязанность органов власти содержать дороги в надлежащем состоянии. При этом в некоторых из этих районов аварийность является самой высокой. К примеру, в Вельском и Приморском районах только в 2018 году произошло около 200 аварий.

Правительством области на протяжении более трех лет в подобный перечень включен лишь один такой аварийный участок автомобильной дороги «Исакогорка – Новодвинск – Холмогоры». Однако мер по его ликвидации длительное время не принимается.

Аналогичная ситуация с аварийно-опасными участками на территории городов Архангельска и Северодвинска.

А в Коношском районе по распоряжению главы администрации района в декабре 2018 года из имущества муниципальной казны исключены автомобильные дороги протяженностью почти 30 км в п. Ерцево. По протесту прокурора района незаконное распоряжение отменено.

*****

На сегодня в Архангельской области около 16 % региональных дорог соответствует предъявляемым требованиям. Да, цифры невелики. Но еще 5 лет назад таковых было всего 8 %, что свидетельствует о принимаемых органами государственной власти мерах.

Для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения Правительством Архангельской области в 2013 году утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 - 2024 годы)», финансирование которой осуществляется в основном за счет средств дорожного фонда области. С 2017 г. расходы областного бюджета на эти цели составили 9 млрд. руб. На 2019 г. планируется потратить около 5 млрд. руб.

Кроме того Архангельская область участвует в реализации двух целевых программ в указанной сфере.

Хуже обстоят дела с местными дорогами, 95 % которых не соответствуют нормативам.

При этом большинство принимаемых сельскими поселениями (158) муниципальных программ в сфере содержания дорог предусматривают финансирование, явно недостаточное для приведения дорог в удовлетворительное состояние. Так, например муниципальной программой «Содержание и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Онежского района на 2017 - 2020 годы» на год в среднем предусмотрено финансирование в размере не более 25 млн. руб. и это при стоимости 1 км автомобильных дорог порядка 15 млн. руб.

Но, необходимо отметить, что качество автомобильных дорог не является единственным и безусловным условием, влияющим на безопасность дорожного движения.

Так, в 2018 году в связи с дефектами региональных автодорог произошло 20 аварий, погибших нет.

В то же время на федеральной трассе М8 и подъезде от нее к г. Северодвинску, удовлетворяющих требованиям безопасности, произошло 155 аварий, в результате которых оборвалась жизнь 33 человек, в подавляющем большинстве случаев по вине водителей, которые являются самым уязвимым звеном в цепочке этих правоотношений.

*****

В такой ситуации немаловажным является вопрос качественной их подготовки.

На территории региона 130 организаций имеют действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности и осуществляют обучение водителей транспортных средств. На территории г. Архангельска таких 42, в которых в 2018 г. прошли обучение более 2000 человек. И все они практиковались вождению на 4 площадках, имеющихся в областном центре, которые, как показали прокурорские проверки, еще и не соответствуют нормативным требованиям (повреждения ограждений между эстакадами и их самих).

Прокуратурой выявлены нарушения в деятельности самих автошкол, учебно-материальная база, квалификация преподавательского состава которых не всегда соответствует установленным требованиям.

Так, например прокуратурой г. Архангельска установлено, что в четырех образовательных организациях города обучение водителей транспортных средств осуществляется преподавателями, не прошедшими профессиональную переподготовку по необходимому направлению в достаточном объеме и не имеющими соответствующих дипломов.

С целью устранения выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования.

*****

Не всегда соблюдается порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования и медицинских осмотров водителей транспортных средств (кандидатов в водители).

Так, прокуратурой г. Северодвинска выявлен факт предоставления в регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД поддельного медицинского заключения, которое учреждением здравоохранения не выдавалось, а медицинская комиссия лицом, ранее лишенным права управления транспортным средством, не проходилась.

По материалам прокурорской проверки в отношении лица, представившего поддельное медицинское заключение, возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Дана уголовно-правовая оценка и действиям лица его изготовившего.

Отсутствие в Мезенском районе врача-психиатра, нарколога и офтальмолога повлекло выдачу медицинских заключений на право управления транспортным средством иными врачами, что противоречит закону.

Прошу министра здравоохранения области в целях защиты прав граждан принять необходимые меры для решения данной проблемы и исключения условий, способствующих нарушению закона.

*****

Вынужден констатировать, что прокурорами ослаблен надзор в части выявления лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией и имеющими водительские права, в том числе по причине ненадлежащего взаимодействия с медицинскими организациями.

Если ранее с 2012 года такие иски в суды направлялись сотнями (за три года напрвлено более 600), то в 2018 году они единичны (чуть более 20).

Вождение транспорта лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – это бесспорно одно из зол, влекущее наиболее серьезные последствия.

По вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, только в 2018 г. произошло 152 аварии, в которых погибло 37 человек – практически каждый третий.

А статистика свидетельствует о том, что управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения достаточно распространенное явление. За 2018 г. сотрудниками ГИБДД области выявлено более 4 тысяч, в том числе 750 ранее привлекавшихся за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Так, в июле прошлого года в Шенкурском районе в результате ДТП по вине водителя, находящегося в состоянии наркотического опьянения, в результате выезда на полосу встречного движения погибло 2 человека, а еще 5, из которых 2 детей, получили травмы различной степени тяжести.

Работу прокуроров по лишению права управления транспортными средствами лиц с медицинскими противопоказаниями необходимо активизировать под контролем отдела по надзору за исполнением федерального законодательства.

*****

Органами прокуратуры области на постоянной основе осуществляется мониторинг сети «Интернет» на предмет распространения информации о реализации поддельных медицинских справок, водительских удостоверений и иных необходимых для водительской деятельности документов.

Так, по иску прокуратуры г. Архангельска информация о продаже водительских удостоверений, размещенная на сайтах сети Интернет, признана запрещенной к распространению.

Исковые заявления Онежского и Приморского межрайонных прокуроров о признании подобной информации запрещенной к распространению находятся на рассмотрении.

Показатели работы правоохранительных органов по выявлению поддельных водительских удостоверений не отражают реального состояния законности в указанной сфере и требуют повышения эффективности работы на данном направлении.

Так, органами полиции области в 2018 г. в связи с использованием поддельных водительских документов по ч. 3 ст. 327 УК РФ возбуждено 36 уголовных дел, по ч. 1 ст. 327 УК РФ в отношении лиц, подделавших водительские удостоверения, 32 уголовных дела.

При этом ни одного уголовного дела по фактам продажи в сети интернет водительских удостоверений не возбуждалось.  

*****

Проверкой установлены факты осуществления технического осмотра с нарушениями, а также предоставления диагностических карт без его прохождения.

Прокуратурой г. Архангельска в ООО «ПросТО» выявлены случаи  осуществления технического осмотра транспортных средств в отсутствии необходимых средств технического диагностирования, свидетельств о прохождении поверки приборов, документированных сведений о выдаче диагностических карт. Руководителю общества внесено представление.

На территории Архангельской области выявлены факты предложения организациями – «ОСАГО Центр», «Оберег», Центр страхования и оформления автомобилей при оформлении полисов обязательного страхования гражданской ответственности, продажи диагностических карт без прохождения соответствующего технического осмотра транспортного средства

Об указанном 22.03.2019 прокуратурой г. Архангельска проинфомировано УМВД России по г. Архангельску для принятия мер в пределах компетенции.

******

Несмотря на то, что законом на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного, выявлению причин и условий, способствующих совершению ДТП, регулированию дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, производства по делам об административным правонарушениям, в ее деятельности имеются серьезные нарекания, в том числе отсутствует конструктивный диалог при решении существующих проблем.

Одной из задач органов ГИБДД является проверка законности установки дорожных знаков (пункт 7 Положения о федеральном государственном надзоре в области БДД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716).

Вместе с тем, Госавтоинспекция не только не исполняет полномочия по выявлению и принуждению к ликвидации незаконно установленных дорожных знаков, но и привлекает к ответственности лиц, допустивших их нарушение.

Например, в Холмогорском районе факт незаконной установки дорожных знаков не только не выявлен сотрудниками ГИБДД, но и за нарушение установленных ими ограничений, необоснованно привлечены к административной ответственности более 200 лиц.

Несмотря на принятые ранее меры прокурорского реагирования, данные обещания, в Вельском районе в настоящее время выявлена аналогичная ситуация с установкой дорожных знаков.

Отмечаются серьезные нарекания в сфере установления личности правонарушителя, его паспортных данных, фактов привлечения ранее к административной ответственности, что влечет освобождение виновных лиц от предусмотренной законом ответственности.

Так, в г. Мирный 31.03.2018 Малышев подвергнут административному аресту за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Хотя в действительности, правонарушение совершено ранее лишенным водительских прав Петровым, который сотрудникам ГИБДД представился Малышевым и назвал его паспортные данные.

Достаточно распространена практика привлечения к административной ответственности лиц, ранее совершавших аналогичные правонарушения и подлежащих привлечению к уголовной ответственности.

Так, по протестам прокуратуры области отменено 21 незаконное постановление о привлечении к административной ответственности лиц, в чьих действиях усматривался состав преступления.

При привлечении к ответственности правонарушителей прежде всего должен работать принцип: важна не строгость наказания, а его неотвратимость. К сожалению, в нашем регионе она не обеспечена.

Например, там, где уже установлены нарушения правил дорожного движения, сотрудниками Госавтоинспекции по надуманным основаниям виновные лица к ответственности не привлекаются.

Так, в прошедшем году при наличии достаточных данных, полученных с комплексов фото-, видеофиксации, должностными лицами ГИБДД УМВД области решения о привлечении более 100 лиц к административной ответственности не приняты, в отношении свыше 20 при наличии оснований административные расследования не инициированы.

По просьбе начальника УМВД Правительством области приобретен и установлен в Котласском районе комплекс автоматической фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения стоимостью свыше 10 млн. руб., которым в течение года зарегистрировано около 11 тысяч нарушений скоростного режима. Однако, как показала проверка, ни одного лица по вине полиции к ответственности не привлечено.

По этим фактам прокуратурой области приняты меры прокурорского реагирования.

Аналогичная ситуация сложилась с уголовным преследованием виновных лиц.

Следует отметить неблагополучную ситуацию, связанную со сроками расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, когда производство по ним в разы превышает установленные уголовно-процессуальным законодательством рамки.

Так, в 2018 году органами предварительного расследования области по ст. 264 УК РФ с нарушенным сроком расследовано каждое третье дело (74 из 206).

Например, следственным отделом ОМВД России «Красноборский» на протяжении более двух с половиной лет расследовалось не представляющее особой сложности уголовное дело, возбужденное 12.01.2015 по ч. 2 ст. 264 УК РФ, по факту наезда на пешехода, получившего тяжкие телесные повреждения.

Незаконное и ничем неоправданное продление сроков расследования уголовного дела, возбужденного ОМВД по Вилегодскому району 01.03.2016 в связи с нарушением лицом, находящимся в состоянии опьянения правил дорожного движения, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью, привело к совершению подозреваемы по делу в феврале 2017 г. еще одного преступления аналогичной направленности, повлекшего смерть человека.

Причинами затягивания сроков расследования уголовных дел является длительность процессуальных проверок, несвоевременное назначение автотехнических экспертиз, затягивание сроков их проведения.

Характерным примером волокиты при проведении процессуальной проверки, является принятие окончательного процессуального решения о возбуждении уголовного дела спустя три года по сообщению о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 14.06.2014 в Шенкурском районе, в результате которого пассажир получил тяжкие телесные повреждения.

Кроме того установлены факты несвоевременного назначения экспертиз и направления их в экспертные учреждения. Всего в ходе проверки выявлено 27 таких случаев.

Например, по уголовному делу, возбужденному 18.05.2016, постановление о назначении экспертизы поступило в Экспертный криминалистический центр УМВД области только 05.02.2018.

Серьезные нарекания имеются к экспертным учреждениям области, которыми экспертизы проводятся годами, при этом такие сроки согласуются должностными лицами органов предварительного расследования, и такая ситуация всех устраивает.

Так, только в 2018 г. ФБУ «Архангельская лаборатория судебных экспертиз» из 424 автотехнических экспертиз в нарушение установленного нормативно-правовым актом 30 дневного срока проведено почти 70 %.

В Экспертно-криминалистическом центре УМВД области ситуация аналогична, с нарушением определенного приказом МВД России 15 дневного срока проведена каждая вторая экспертиза. В среднем срок производства экспертиз составляет 8 месяцев.

Такие сроки ничем не оправданы, характер проведенных экспертиз свидетельствует об отсутствии какой-либо сложности.

Кроме того, как показала проверка, руководитель этого экспертного учреждения устранился от организации работы, фактически экспертную деятельность курирует начальник отдела инженерно-технических экспертиз.

В ходе прокурорской проверки выявлена практика назначения автотехнических экспертиз в рамках дел об административных правонарушениях. Это свойственно для подразделений ГИБДД по г. Северодвинску и Холмогорскому району, назначившими в 2018 году 76 таких экспертиз, более 70 % из которых проведены в срок свыше 6 месяцев, что исключило, в том числе возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности в связи с истечением срока давности.

*****

Нашей совместной задачей является: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В целях решения этой задачи и обозначенных проблем, вашему вниманию предлагается проект решения коллегии.