2019
02авг
Доклад заместителя прокурора Архангельской области Сергея Акулича на заседании коллегии по итогам работы прокуратуры области в первом полугодии 2019 года

О выполнении приоритетных задач, определенных решением коллегии прокуратуры Архангельской области от 31.01.2019 «Об итогах работы органов прокуратуры по защите прав и законных интересов граждан, укреплению законности и правопорядка в 2018 году и задачах на 2019 год» и достигнутых результатах надзора за исполнением федерального законодательства

Уважаемые Алексей Юрьевич, Виктор Анатольевич, коллеги!

В первом полугодии 2019 года прокуроры городов и районов области ориентированы на укрепление законности и правопорядка в регионе, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства, обеспечение законности в сфере экономики и экологии.

Проверками выявлено более 11 тысяч нарушений закона. Опротестовано около 1,5 тысяч незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено 1730 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 44 уголовных дела.

Особое внимание, как и прежде, уделялось вопросам соблюдения социальных прав граждан – основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты им заработной платы, необеспечения жильем, медицинской помощью, лекарствами, качественными коммунальными услугами,

В рамках установленного регламента невозможно затронуть всех направлений «общенадзорой» деятельности органов прокуратуры, остановлюсь лишь на основных приоритетах надзора, определенных в решении коллегии на 2019 год.

Очевидно, что решение названных социальных проблем невозможно без экономической составляющей. Учитывая, что практически все направления развития нашего региона связаны с эффективностью исполнения государственных и муниципальных программ, на реализацию которых уходит 95 % областного бюджета, во исполнение пункта 1.3 решения коллегии прокуратуры области от 31 января 2019 года особое внимание прокуроров уделено этому направлению надзорной деятельности.

Прокурорскими проверками в текущем году выявлено около 500 нарушений закона, для их устранения принято более 210 мер реагировании, по инициативе прокуроров возбуждено 9 уголовных дел, общая сумма ущерба по которым составила более  30 млн. рублей.

Прокуроры ориентированы на принятие превентивных мер, исключения причин и условий совершения преступлений.

Благодаря прокуратуре города Архангельска предотвращено заключение контракта на сумму более 205 млн. рублей с фирмой «АСК», не имеющей необходимого опыта для выполнения работ. По факту предоставлениями ими подложных документов по материалам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело.

Основной причиной, негативно влияющей на качество выполнения программных мероприятий, является хищение бюджетных средств.

Прокуратурой области детально проанализировано состояние законности при реализации мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия области». 

По фактам хищения бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий, только в 2018-2019 г. по материалам, направленным территориальными прокурорами в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, а также оперативно-розыскных мероприятий возбуждены 7 уголовных дел, по результатам рассмотрения которых, уже осуждены 3 лица.

Как показала проверка, такие преступления совершаются, в том числе по причине ненадлежащего ведомственного контроля органов государственной власти – главных распорядителей бюджетных средств.

В их работу внесены коррективы по результатам рассмотрения представления, внесенного в июне 2019 года председателю Правительства Архангельской области.

Стоит отметить, доведенное до логического завершения, уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении троих лиц (Ермолина А.С., Стука Ю.Н., Душевиной И.С.), совершивших хищение бюджетных средств на сумму более 11 млн. рублей, выделенных для развития малого и среднего предпринимательства. По приговору суда в июле 2019 года этим лицам назначено наказание в виде реального лишения свободы на срок до 5 лет.

Важно и нужно поэтапно контролировать расходование бюджетных средств,  применять риск-ориентированные подходы, прогнозировать криминогенные угрозы и пресекать преступные действия, принимая превентивные меры и возможности использования депутатского корпуса, общественных организаций и граждан.

Все эти механизмы неоднократно аппаратом доводились до прокуроров, в том числе посредством направления обзора в данной сфере, через организационные документы, решения коллегии прокуратуры области и постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов области, на семинарах, в информационных и индивидуальных письмах.

Как результат, большинством территориальных прокуроров выполняются данные аппаратом установки, проводятся результативные проверки, принимаются меры реагирования. Однако, требуется усилить надзор в этой сфере прокурорам Ленского и Виноградовского районов.

В целях реального достижения поставленных задач приняты организационные меры к обеспечению системного и эффективного сопровождения реализации на территории области 12 национальных проектов, предусмотренных «майским» Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

При прокуратуре области создана межведомственная группа по противодействию нарушениям при реализации национальных проектов, определены имеющиеся проблемы, выработаны соответствующие механизмы.

В целях реализации поставленных задач прокурорам на текущем этапе надлежит содействовать формированию региональной и муниципальной нормативной базы национальных проектов, подвергая детальной оценке законности все акты, регулирующие данную сферу, при осуществлении надзора взвешенно подходить к принятию решений, исключая случаи необоснованного вмешательства в деятельность органов власти, препятствующего реализации задач, поставленных в национальных проектах, государственных и муниципальных программах, обеспечить надзор за адресным, рациональным и целевым расходованием выделенных средств. В каждом случае добиваться достижения предусмотренных целей.

Для этого горрайспецпрокурорам необходимо наладить должное и эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, повысить координирующую роль, при проведении проверок использовать потенциал информационных ресурсов, в том числе результаты плановых и внеплановых проверок контролирующих (надзорных) органов.

Немаловажную роль в экономике Архангельской области играет лесная сфера.

Во исполнение п. 1.2, 2.5 решения коллегии прокуратурой области проанализировано 33 соглашения, по которым в счет приобретения товаров или оказания услуг пользователям лесными участками снижен размер арендной платы, что привело к уменьшению неналоговых поступлений в бюджет области. Установлено, что мероприятия полностью исполнены только по 18 таким соглашениям на сумму 300 млн. рублей, оставшиеся 15 выполнены не в полном объеме. С 1 января этого года подобная практика прекращена, в бюджет уже возвращено более  20 млн. рублей.

Принятыми мерами реагирования защищены интересы лесопользователей, исключена практика поборов в виде дополнительных арендных платежей, что безусловно оказывало негативное влияние на развитие инвестиционного климата в регионе.

В судебном порядке оспорено 18 договоров, восстановлены права 7 инвесторов, хозяйствующие субъекты освобождены от излишней арендной платы в общем размере около 15 млн. рублей ежегодно.

Проведена работа в части законности реализации древесины под видом расчистки земель сельхозназначения от древесно-кустарниковой растительности, о чем в своем докладе доложит прокурор Плесецкого района.

Вместе с тем требует пристального внимания прокуроров деятельность министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области, а также хозяйствующих субъектов осуществляющих санитарные рубки, рубки ухода, которые могут быть использованы для криминальной заготовки древесины (в 2018 г. санитарных рубок проведено на площади
275 га, рубок ухода – 24 тыс. га)
.

Продолжена реализация крупномасштабного отраслевого проекта декриминализации лесопромышленного комплекса. Совместными усилиями налоговых и правоохранительных органов, областной власти и представителей бизнеса удалось переломить ситуацию: налогоплательщики переходят на прямые поставки лесопродукции, отказываясь от многочисленных фирм-посредников. В свою очередь недобросовестные налогоплательщики покидают отрасль.

Этому способствовали и предпринятые совместные усилия по пресечению уголовно-наказуемых деяний по незаконному созданию юридических лиц, так называемых фирм-однодневок. Уже за первое полугодие текущего года зарегистрировано 61 такое преступление, а всего за последние два года таких преступлений выявлено более 200, хотя ранее такая практика на территории области отсутствовала.

По нашей инициативе в мае текущего года внесены изменения в областной закон, определяющий порядок заготовки гражданами валежника, а в июне в первом чтении принят законопроект о внесении в него изменений, предусматривающий ликвидацию так называемой муниципальной лесосеки, в рамках которой ежегодно вырубалось до 700 тысяч кубов леса якобы на дрова.

Реализация проекта позволила увеличить налоговые поступления в сфере лесных отношений. Только в первом полугодии текущего года на 270 млн. руб. или на 11 % к уровню прошлого года, арендные платежи возросли на 153 млн. руб. или на 18 %.

Во исполнение п. 1.19 решения коллегии проанализирована эффективность и достаточность мер, принятых органами местного самоуправления и внутренних дел по реальному устранению выявленных в прошедшем году нарушений законодательства о рекламе.

Принятыми мерами удалось добиться активизации работы органов местного самоуправления и полиции.

По результатам рассмотрения представления, внесенного начальнику УМВД России по области в конце 2018 года, органами внутренних дел разработан алгоритм действий по выявлению незаконных рекламных конструкций, налажено взаимодействие между территориальными подразделениями полиции и органами местного самоуправления, по материалам которых уже в первом полугодии 2019 года возбуждено 54 дела об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения информации прокуратуры области Правительством области разработаны и направлены главам муниципальных районов и городских округов аналитические материалы, между ними заключены соглашения о взаимодействии при реализации государственных (муниципальных) функций в сфере рекламы, в мае 2019 года правовым департаментом Правительства региона проведено заседание координационного совета по правовому обеспечению органов местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о рекламе.

О повышении результативности и эффективности работы органов местного самоуправления говорят цифры, только за первое полугодие текущего года более чем в 2 раза увеличилось количество проведенных  торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдано 539 разрешений на их установку и эксплуатацию, принятыми мерами демонтировано 227 незаконных конструкций, практически в 2 раза возросло количество выданных предписаний об их демонтаже – 508 (266).

И как результат, объем поступивших в местные бюджеты средств за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций в первом полугодии 2019 года составил 63,8 млн. руб., что в 9 раз превышает поступления за аналогичный период прошлого года (7,2 млн. руб.).

Эту работу необходимо продолжить, в первую очередь – добиться исполнения решений судов по сносу незаконных рекламных конструкций, от органов внутренних дел – привлечения к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, поскольку количество привлеченных к административной ответственности лиц (54) явно не отражает реальное состояние законности. Особое внимание прошу обратить прокуроров Верхнетоемского, Коношского и Холмогорского районов.

Сфера долевого строительства продолжает оставаться приоритетным надзором прокуроров.

Вектор работы, направленный на восстановление прав обманутых граждан – участников долевого строительства, мне видится достаточно эффективным.

Проведенная работа в этом направлении, в том числе совместно с Правительством области, реализация 14 инвестиционных проектов позволила сократить количество «проблемных» объектов, их число снизилось с 10 до 7, а число пострадавших граждан в 2 раза, с 400 до 196 человек.

Реализуя инвестиционные проекты в декабре 2018 г. завершено строительство «проблемного» объекта «Дома на площади», 25 граждан обеспечено жилыми помещениями, продолжается возведение еще одного объекта «ЖК Легенда», где планируется предоставление жилых площадей 37 гражданам.

Важно не только восстановить права обманутых дольщиков, но и не допустить появления новых объектов-долгостроев.

Прокуроры ориентированы на выявление латентных проблемных объектов долевого строительства, поэтому по всем 111 домам (Архангельск – 67, Северодвинск – 34, Котлас – 5, Коряжма – 3, Новодвинск – 1, Приморский район – 1), строящихся с привлечением средств граждан, сформированы накопительные дела, открыты «горячие линии».

На заседаниях межведомственных групп практикуется заслушивание не только представителей органов контроля, но и руководителей организаций – застройщиков. Последнее такое заседание проведено в июне, где заслушаны руководители трех организаций города Северодвинска, которыми существенно нарушаются сроки строительства домов. Более подробно о сложившейся ситуации доложит прокурор города Северодвинска.

Мерами превентивного характера путем объявления прокуратурой города Архангельска руководителю «СУ-37» предостережения о недопустимости нарушений закона удалось не допустить срыва сроков сдачи трехэтажного жилого дома по улице Луговая. В результате этого в феврале 2019 года дом введен в эксплуатацию, новые квартиры получили 18 человек.

Продолжена работа, направленная на пресечение фактов включения в договоры участия в долевом строительстве условий, ущемляющих права дольщиков. Фантазия застройщиков в этом плане безгранична.

Например, по факту включения в договоры условий, обязывающих участников долевого строительства оплачивать расходы по охране территории объекта до передачи им квартир, по постановлению прокурора г. Архангельска застройщик «ДомСтройИнвест» в марте этого года привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей. Всего по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено более 20 организаций-застройщиков и их руководителей. Указанная работа позволила восстановить права более 50 человек.

С 1 июля застройщики перешли к финансированию с использованием эскроу счетов, что должно обеспечить безопасность и надежность вложений средств граждан в строительство жилья, сделав невозможным появление новых обманутых дольщиков. Однако жесткость мер, принятых государством, и отсутствие контроля может способствовать созданию условий функционирования «теневого рынка» строительства жилья.

Поэтому прокурорам следует взять на себя координирующую роль для недопущения его образования, своевременно и принципиально реагировать на подмену договоров участия в долевом строительстве иными договорами, соглашениями.

Уважаемый Алексей Юрьевич, Виктор Анатольевич,  безусловно, несмотря на проделанную работу, надзор в обозначенных сферах требует и дальнейшего пристального внимания!