2020
29янв
Тезисы доклада прокурора Архангельской области Наседкина В.А. на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 29.01.2020

Уважаемые, коллеги!

Содержание и ориентиры прокурорской работы на текущий и среднесрочный период определены в Послании Президента Российской Федерации, поставившего масштабные социальные, экономические и технологические задачи, дополнительный импульс для реализации которых придает смена Правительства и Генерального прокурора.

В докладе сосредоточусь на основных итогах 2019 г., а также положениях Послания, так или иначе затрагивающих компетенцию не только органов прокуратуры области, но и органов, руководители которых участвуют в расширенном заседании коллегии.

Серьезной проблемой страны названа демографическая ситуация, где (цитирую Послание) «нет какого-то универсального, тем более узковедомственного решения. Каждый шаг, новый закон, государственную программу должны оценивать прежде всего с точки высшего национального приоритета – сбережения и приумножения народа России» (конец цитаты).

Сказанное в полной мере относится к деятельности всех органов Архангельской области с учетом ее непростой демографической ситуации, при которой у нас детей рождается меньше, а умирает народу больше, чем в среднем по стране, где высок уровень миграционного оттока населения не только потому, что Север, а потому, что дорогая жизнь, дорогие квадратные метры, меньше других благ.

В этой связи первостепенное и комплексное внимание должно уделяться нами именно решению вопросов высшего приоритета.

Важнейшей задачей является содействие результативной реализации государственных и муниципальных программ, где работа правоохранительных органов на состоявшемся в сентябре прошлого года координационном совещании признана явно недостаточной.

Так, в 2019 г. в области проводилась работа по 10 национальным проектам, 27 федеральным и областным программам, 530 муниципальным программам с общим объемом финансирования более 128 млрд. руб. При этом, невзирая на высокие корыстные риски, эффективный мониторинг и взаимодействие с государственными и общественными институтами по выполнению программ не организован, глубокого анализа финансовых затрат по программам не проводится, сохранность и целевое использование финансово-материальных ресурсов не обеспечивается.

На уровне прокуратуры области приняты соответствующие организационно-практические меры по усилению надзора на этом направлении, в частности за каждой Программой персонально закреплены прокурорские работники, обязанные поэтапно контролировать расходование выделенных финансовых средств, прогнозировать криминогенные угрозы.

Обращаюсь к присутствующим руководителям координационного совещания правоохранительных органов, а также горайспецпрокурорам об организации исполнения совместно принятого постановления от 30.09.2019, определяющего основные приоритеты, в том числе и оперативно-розыскной работы, о чем я еще скажу далее.

На прокуратуру, как координирующий орган, и в целом на правоохранительный блок возложена задача борьбы с преступностью, что подразумевает создание благоприятных условий развития и реализации поставленных задач за счет эффективной защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, общественного порядка и безопасности.

Однако, приходится констатировать, что наша работа по противодействию преступности требованиям текущего периода не соответствует и требует корректив.

В 2019 г. на фоне либерализации уголовного законодательства, декриминализации значительного числа уголовно-наказуемых деяний, мы имеем продолжившийся рост преступности, и существенный, более чем на 1/3 (37,7 %), всплеск тяжких видов уголовщины. При этом массив нераскрытых в прошедшем году преступлений увеличился с 37,7 до 42,5 %, а по делам о тяжких видах до критических значений. Нераскрытыми остаются более половины (54,8 %) наиболее опасных для общества посягательств. В области такое положение впервые! Безнаказанность лиц, не понесших ответственности за содеянное, таит в себе прогрессирующие рецидивы случаев криминала в текущем периоде.

Последние годы в области угрожающими темпами растет количество преступлений, совершаемых с использованием современных телекоммуникационных технологий, главным образом за счет телефонных и Интернет мошенничеств, так называемого фишинга.

С 2014 по 2019 гг. удельный вес этого рода преступности закономерно подпрыгнул с 6,2 до 20,9 % или более, чем в 3 раза, что объясняется практически полной безнаказанностью лиц, задействованных в этом преступном бизнесе, иначе его уже никак не назвать.

С нарастающим валом этих уголовно-наказуемых деяний мы начали борьбу с 2016 года, в том числе неоднократно поднимали проблему на уровне вышестоящей прокуратуры, но, увы, так и не были услышаны. До сего времени эффективно противодействовать мошенникам правоохранители не способны в силу сложившейся в России неразумной практики их расследования по месту жительства потерпевшего, а не по месту совершения объективной стороны злодеяния.

Осознавая остроту проблемы, важность ее решения, прокуратурой области в т.г. поставлена задача организовать и провести масштабную профилактическую работу среди населения на всей территории области, с привлечением государственных органов и органов местного самоуправления, СМИ, общественных и волонтерских организаций путем проведения разъяснительной работы, размещения социальной рекламы, распространения листовок.

Локомотивом, с точки зрения развития региона, повышения уровня благосостояния его жителей, была, есть и будет лесная отрасль.

В прошедшем году прокуратура, взаимодействуя с Правительством и другими органами, продолжала работу по декриминализации ЛПК, добившись ощутимых результатов. К примеру, размер полученных денежных средств за использование лесов увеличился на 14 % и составил 2,118 (1,829) млрд. руб., из которых около половины (914 млн. руб.) поступило в областной бюджет.

Другими результативными событиями прошедшего года являются:

  1. Преодоление практики предоставления лесных участков для реализации приоритетных инвестпроектов, а также для строительства и эксплуатации линейных объектов с необоснованным увеличением арендной платы. Здесь по 14 искам восстановлены права 12 инвесторов, освобожденных от уплаты излишней арендной платы на 7,4 млн. руб. ежегодно, а всего за последние 3 года –17 инвесторов на сумму более 17 млн. руб.;
  2. Наконец поставлена точка в вопросах предоставления крупным хозяйствующим субъектам и их аффилированным лицам преференций по заключенным в 2011-2017 гг. 33 соглашениям о взаимодействии, в связи с чем областной бюджет уменьшился более чем на полмиллиарда (519 млн.) руб. неналоговых поступлений.
  3. Применением универсальных подходов, выработанных протокольным решением оперативного совещания при прокуроре области от 11.11.2015 г., регулярным участием территориальных прокуроров в заседаниях комиссии по работе с недоимками профильного министерства размер задолженности за использование лесов сократился с 279 млн. руб. в 2018 г. до 114 млн. руб. или на 59 %. Значительная часть этой суммы списана в связи с невозможностью взыскания, и это тоже результат, на который аппарат ориентировал прокуроров, 50 млн. руб. задолженности по аренде возмещены реально.
  4. По результатам проведенных совместно с налоговыми органами мероприятий по обелению лесного рынка при проверке обоснованности передачи арендуемых лесных участков во владение (субаренду) иным лицам, а также правильности уплаты ими налогов за два последние года хозяйствующим субъектам доначислено налогов на добавленную стоимость почти на 1/3 млрд. руб. (325 млн.руб.).

Несмотря на определенные позитивные сдвиги, в лесной отрасли нерешенные проблемы в ЛПК остаются, среди них:

  1.        Проблема незаконного использования спорных земельных участков, состоящих на учете в лесном реестре, но не поставленных на кадастровый учет, где под видом расчистки земель сельскохозяйственного назначения вырубается деловая древесина. В области таких участков выявлено 2379 на площади 62,5 тыс. га, - больше всего на землях Вельского (около 30 тыс. га) и Каргопольского (25 тыс. га) районов.

С 2017 г. прокурорами этих районов, соответственно, принимались меры по прекращению рубок древесины АО «Агрофирма «Вельская» и ООО Агропромышленное объединение «Новгородское».

Прокурором Вельского района незаконная рубка пресечена гражданско-правовыми средствами, а также привлечения к уголовной ответственности в ноябре 2019 г. директора агрофирмы Шашлакова Н.В.

В Каргопольском районе же продолжают рубить вековые леса, а в заявленных прокурором района исках судом отказано.

В текущем году надлежит организовать с участием заинтересованных органов обследование земельных участков на предмет результативности проводимых так называемых «мелиоративных работ» с принятием мер реагирования.

  1.       Второй нерешенной проблемой является незаконная заготовка древесины в лесах, расположенных вблизи объектов транспортной инфраструктуры, откуда пути ее вывоза не контролируются, факты незаконной транспортировки правоохранительными органами и должностными лицами лесного надзора не пресекаются, проверки пунктов отгрузки древесины не проводятся.

Так, из состоящих в реестре 630 пунктов деревообработки прокурорами проверено 32. На всех выявлены нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства. По выявленным нарушениям приняты меры, в том числе 32 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 25 лесопользователей – к административной ответственности в связи с нарушением правил учета поступающей на пункты приемки древесины по ст. 6.11 областного закона «Об административных правонарушениях».

На фоне озвученных данных вызывает недоумение низкая эффективность проведенных министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области совместных с УГИБДД 57 рейдов, по результатам которых пресечено аж! 10 административных правонарушений в сфере транспортировки леса без оформленных в установленном порядке сопроводительных документов, а в итоге оштрафовано 7 водителей транспортных средств и ни одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Странная какая-то статистика получается?!

Вновь возвращаюсь к демографии, где остро стоят следующие задачи:

Задача обеспечения качественным жильем сирот. Важно понимать, что пока эта государственная обязанность не исполнена, ожидать от таких граждан демографических подвигов напрасно.

Надо заметить, что со стороны региональных органов власти внимание к этой злободневной проблеме существенно усилилось. В 2019 г. в областном бюджете для приобретения жилья сиротам предусмотрено 344,9 млн. руб. или на 60 % больше, чем в 2018. На ноябрьской сессии областного собрания дополнительно выделено еще 50 млн. руб. На выделенные средства уже приобретено для сирот 297 квартир, которые все же в достаточной мере жилищных проблем сирот не решают. Ожидают жилья в области 1592 достигшие совершеннолетия сироты, в том числе 608 по соответствующим судебным решениям, в том числе вынесенным в 2014-2015 гг.

На 2020 г. расходы федерального и областного бюджетов на данные цели увеличены уже до 410 млн. руб. Важно использовать эти финансовые средства по-хозяйски.

Не менее актуальна задача реализации адресной программы области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» с объемом финансирования 22 млрд. руб. Первый этап программы уже исполнен, на II этапе Программы, а это 2020-2021 гг. надлежит переселить 2236 человек в 17 построенных домов в 10 муниципальных образованиях.

Под конец прошедшего года по инициативе прокуроров Правительством области в Программу дополнительно включено 173 аварийных дома, признанных таковыми до 01.01.2017 г., в которых проживает 1332 человека.

В том же ряду задач, направленных на создание условий для улучшения демографической ситуации, строительство дошкольных учреждений. Президент страны в Послании подверг глав субъектов Федерации резкой критике за состояние этих работ. Это относится и к нашей области и к качеству нашей совместной работы.

Требую от прокуроров системного внимания и дотошной информированности по всем имеющим правовое значение вопросам и обстоятельствам реализации Программ.

Необходимость, глубина и пределы надзорного или контрольного вмешательства должны зависеть и определяться наличием информации о нарушениях законов, а не административными амбициями и полномочиями.  

Еще одна требующая внимание тема – распоряжение средствами материнского капитала.

Риск-ориентированные оценки и расследованное в сфере социальной поддержки семей уголовное дело о преступной деятельности в г. Котласе группы лиц, незаконно обналичивающих социальные выплаты, говорят о необходимости контроля за целевым расходованием средств господдержки, которых на 2019 г. региональному отделению Пенсионного фонда выделено 2 млрд. руб. Право на получение семейного капитала реализовали 7617 граждан, в том числе на улучшение жилищных условий –4652. Всегда ли реализуются эти средства по назначению мы достоверно не знаем, действенный контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных для улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, обеспечивается мало.

И это наша новая задача на 2020 г.

Не могу не затронуть состояния прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно- промышленного комплекса, особенно в части судостроительных и судоремонтных работ, в Архангельской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, где в связи с прошедшими кадровыми перестановками допущены серьезные просчеты в организации деятельности и негативные тенденции при выполнении заданий государственного оборонного заказа, в связи с чем профильным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации состояние надзорной деятельности на этом направлении оценено как неприемлемое!

Прокуратурой области ряд организационно-практических и кадровых мероприятий по специализированной прокуратуре уже произведен, насколько они окажутся результативны покажет первое полугодие текущего года.

Уважаемые коллеги! Ровно года назад, на расширенном итоговом заседании коллегии работа прокуроров и других субъектов антикоррупционной блока была подвергнута серьезной критике.

В декабре 2019 г. по этому архиважному направлению работы проведено координационное совещание, которым (в какой уже раз!) принимаемые правоохранительными органами меры признаны малоэффективными. Обоснованность таких выводов подтверждается цифровыми значениями, которые радужными назвать никак нельзя.

По итогам прошедшего года преступлений коррупционной и экономической направленности выявлено меньше (на 21 % (314 и 884), более чем в 2 раза (с 46 до 22) сократились случаи выявления фактов получения взяток. За исключением действительно значимого пресечения факта мздоимства руководителя федеральной налоговой службы области, как и прежде статистика коррупционной преступности формируется за счет разного рода «мелочевки», среди которой:

- 1/3 – факты мелкого взяточничества и коммерческого подкупа (103);

- более половины (54 %) установленных «коррупционеров» – рядовые граждане, а не наделенные полномочиями «боссы»;

- 62 % деликтов – это ветки одного дерева, то есть многочисленные дополнительные эпизоды преступной деятельности одних и тех же фигурантов;

- ¼ всех зарегистрированных в области преступлений (76 из 314) поставлены на учет по одному уголовному делу в отношении сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Плесецкому району. Получается, что на протяжении года 5 сотрудников ОБЭП этого района занимались только одним, забыв о других насущных проблемам района, которых всегда было предостаточно.

Почему так происходит? Ответ двояк: либо мы занимаемся очковтирательством, скрывая непрофессионализм за частоколом цифровых показателей, либо за этим кроются корыстно-коррупционные интересы, уголовно-наказуемые прецеденты которых в истории областного УБЭП уже ранее имелись... А как еще иначе как объяснить, что лишь единицы дел оперативного учета заведены по экономически значимым для региона отраслям, остальное абсолютное большинство «палочная» мелочевка: о хищениях незначительных сумм бюджетных средств, незаконных действиях глав муниципальных образований, хищениях средств должностными лицами низшего звена (мастера, инженеры) предприятий с государственным участием.

В марте 2019 г. начальнику УМВД России по области внесено представление, в котором указано на серьезные просчеты в работе подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, однако судя по приведенным данным ситуация не изменилась, надежного заслона коррупционным схемам, организованным формам преступной деятельности должностных лиц не создано.

К сожалению, и прокуроры по роду деятельности, обладая обширной информацией по многим сферам, подверженных коррупционным рискам проявляют непростительную пассивность, не инициируя проведения оперативно-розыскных мероприятий по материалам прокурорских проверок, совместных целевых оперативно-профилактических мероприятий.

Говорю об этом, уважаемые прокуроры, не впервые. Делайте выводы!

 Начало года выдалось богатым на события, таким, обещает быть и весь год, объявленный годом защиты прав предпринимателей, нуждающихся в нашей защите. 2020 год – это и год 75-летнего Юбилея Великой Победы и мы уже принимаем меры по увековечению памяти ветеранов и защите их прав.

Сложность задач текущего года требует от всех нас мобилизации прокурорских возможностей и осознанной ответственности за обеспечение законности и правопорядка в регионе! Такими возможностями и такой ответственностью коллектив прокурорских работников области уверен обладает!

Спасибо за внимание!