2020
29янв
Доклад заместителя прокурора Архангельской области Акулича С.П. на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 29.01.2020

Уважаемые Татьяна Александровна, Виктор Анатольевич, коллеги!

В 2019 году органы прокуратуры области, как и прежде, ориентированы на укрепление законности и правопорядка в субъекте, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства.

Работа строилась через призму приоритетных национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на основании организационно-распорядительных документов и решений коллегий Генеральной прокуратуры.

Важнейшие вопросы рассмотрены на тематических заседаниях коллегий прокуратуры области, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов области (2 – годовое и полугодовое, 4 – тематических).

Проверками выявлено свыше 21,5 тысячи нарушений закона, в том числе более 13 тысяч – связанных с обеспечением прав граждан. Опротестовано более 2 тысяч незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено свыше 3 тысяч виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 80 уголовных дел.

В целях укрепления законности приняты организационные меры, достигнуты определенные результаты. Приоритетное внимание уделено защите социальных прав граждан – жилищным, трудовым, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, охрану здоровья.

Понимая важность сферы жилищно-коммунального хозяйства особенно для районов Крайнего Севера с учетом проблем прошлых лет приняты дополнительные меры.

С целью должной организации надзора за исполнением законодательства при подготовке и прохождении отопительного сезона 2019-2020 годов прокурором области утвержден соответствующий план, где обращено внимание прокуроров на наиболее важные вопросы – готовность котельных и жилых домов к зиме. В приоритетном порядке рассматриваются вопросы задолженности за энергоресурсы, размер которой в 2019 году снизился с 2 до 1,6 млрд. рублей. Впервые недопущено фактов срыва отопительного сезона из-за подобного рода долгов.

При подготовке к осенне-зимнему периоду вскрыты случаи неисполнения предприятиями инвестпроектов по ремонту, модернизации объектов ЖКХ, затраты на которые включены в тариф. В результате принятых мер органом тарифного регулирования из тарифов для таких предприятий на 2020 год исключено более 400 млн. рублей. Результативно в этом направлении поработали прокуроры городов Архангельска, Северодвинска, Коряжмы, Верхнетоемского районов, Онежский межрайонный прокурор.

Своевременно поставлено топливо в районы с ограниченными сроками их завоза.

Принятыми мерами прокурорского реагирования удалось добиться получения паспортов и актов готовности более чем 80 % муниципальными образованиями (2018 год – 68 %).

Всего в ходе подготовки к отопительному периоду выявлено более 400 нарушений закона, в целях их устранения принято около 300 актов реагирования.

Как результат отопительный период начат своевременно, проходит в штатном режиме.

Проделанная работа также отражается в снижении на 34 % числа поступивших и рассмотренных органами прокуратуры области обращений граждан по вопросам ЖКХ (с 1129 до 735).

Однако увеличение числа муниципальных образований, получивших паспорта готовности не является гарантией безаварийного прохождения в регионе отопительного сезона, поскольку наиболее крупные города и районы – Архангельск, Вельск, Котлас, где проживает более 50 % населения области, их не получили.

Подготовка к текущему сезону не обошлась без нареканий. Обращаю на это внимание Котласского межрайонного прокурора, где допущены случаи чрезвычайной ситуации и приходилось принимать дополнительные меры по организации обеспечения теплом жилищного фонда и объектов социальной сферы.

По-прежнему выявляются факты незаконного изъятия имущества из работоспособных предприятий ЖКХ, что ведет к банкротству и соответственно росту задолженности. Такие решения судом по нашим искам отменены, имущество возвращено.

Одним из негативных факторов стабильного прохождения отопительного периода является незаконная эксплуатация организациями объектов ЖКХ в отсутствие концессионных соглашений. Каждому такому случаю необходимо давать принципиальную оценку действиям органов местного самоуправления.

В целях благополучного завершения отопительного сезона прокурорам необходимо продолжить работу в обозначенной сфере, в том числе по обеспечению запасов топлива, снижению размера задолженность за энергоресурсы. Прокурорам, где муниципалитеты не получили паспорта готовности, добиться их получения.

На контроле органов прокуратуры области по-прежнему остаются жилищные права граждан.

Действующим законодательством предусмотрено и органами власти региона используется все способы выполнения обязанностей по улучшению жилищных условий граждан – это исполнение адресных программ переселения из аварийного жилищного фонда, развитие застроенных территорий, выявление и предоставление выморочного жилья. На обеспечение в 2019 году жильем отдельных категорий граждан, таких как многодетные семьи, молодые специалисты, специалисты на селе Правительством области выделены средства в размере более 200 млн. рублей, субсидию получили 396 семей.

Работа по выявлению органами местного самоуправления выморочных жилых помещений начата только после прокурорского вмешательства и показала себя с положительной стороны. Всего принято в муниципальную собственность за последние годы 150 жилых помещений, которые предоставлены гражданам.

Наиболее финансово затратной (22 млрд. рублей) является реализация принятой в 2019 году адресной программы области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», по которой уже расселено 430 человек, в том числе введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом в городе Северодвинске, где квартиры получили 140 человек. Заключены контракты на строительство в 2020 году 15 домов, куда планируется переселить 2,5 тысячи человек.

Вместе с тем при ее формировании по вине органов местного самоуправления, в Программу не включено 173 дома, где проживает более тысячи человек. В результате принятых мер прокурорского реагирования – прокурорами в отношении органов местного самоуправления, а прокуратурой области Правительства области, в декабре 2019 года дома включены в Программу.

До 1 января 2026 года по Программе планируется переселить 26 тысяч человек, что на 67 % больше чем в прошлые годы (15,5 тысяч человек).

Используя наработанный опыт надзорной деятельности прокурорам необходимо обратить внимание на качество строительства домов, с органами контроля согласованы соответствующие проверочные мероприятия, план-график направлен прокурорам, прошу качественно его реализовать.

Проведенный в 2019 году анализ обеспечения жильем социально незащищенной категории малоимущих граждан выявил проблему их обеспечения. Учет нуждающихся надлежащим образом не ведется, в списках числятся умершие, жилье не строится и не приобретается. Люди десятилетиями не могут реализовать право на жилище (27 тысяч человек). По каждому факту нарушений прокурорами приняты меры реагирования. О сложившейся ситуации проинформированы Губернатор области, председатель Архангельского областного Собрания депутатов с предложением рассмотреть вопрос о софинансировании из средств регионального бюджета расходов муниципальных образований путем разработки программы для обеспечения жильем граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся, в порядке очередности.

Одним из наиболее распространенных способов улучшения жилищных условий является участие граждан в долевом строительстве. Таких договоров в области заключено 6 тысяч.

С целью своевременной защиты прав участников долевого строительства проблемные вопросы рассматриваются на заседаниях межведомственных рабочих групп, открыта «горячая линия», по каждому строящемуся дому (113) прокурорами заведены накопительные дела, где аккумулируется разрешительная документация, договоры участия в долевом строительстве, анализируется единая информационная система жилищного строительства.

По результатам анализа соблюдения прав дольщиков принятыми мерами прокурорского реагирования 150 договоров участия в долевом строительстве приведено в соответствие с действующим законодательством, ущемляющие положения из них исключены, застройщики привлечены к административной ответственности (33 лица). Эта работа позволила восстановить права более 200 человек.

Нецелевое расходование средств граждан – участников долевого строительства в размере почти 7 млн. рублей явилось основанием для возбуждения по материалам проверки прокуратуры города Северодвинска уголовного дела по части 2 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Введенный с 1 июля 2019 год механизм не получил широкого распространения на территории области. Всего один дом строится с использованием эксроу счетов, что вызывает обеспокоенность и может свидетельствовать о незаконном привлечении денежных средств граждан.

Так, прокурором города Северодвинска в суд направлено уголовное дело в отношении руководителя «ПСК Высота» по части 2 статьи 200.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, который незаконно привлекал средства граждан посредством заключения договоров залога.

Принятыми органами прокуратуры и власти региона мерами удалось снизить число проблемных домов с 14 до 10, обманутых граждан с 654 до 370, введено в эксплуатацию 3 долгостроя, жилые помещения в них предоставлены 271 гражданину, денежную компенсацию получили 63 человека (всего за 2018-2019 годы восстановлены права 428 обманутых дольщиков).

Из 10 проблемных домов 5 расположенные в городе Северодвинске включены в реестр в 2019 году, где 160 человек вовремя не получили своевременно оплаченные квартиры.

По каждому из проблемных домов с инвесторами и застройщиками достигнуты договоренности, планируемые сроки завершения строительства 2020 – 2021 годы. Задача прокуроров добиться соблюдения этих сроков и своевременной передачи квартир собственникам.

Как и прежде, одной из приоритетных задач, поставленной Генеральным прокурором, является защита трудовых прав граждан, в том числе в сфере оплаты труда.

В каждой территориальной прокуратуре действуют межведомственные рабочие группы, на которых заслушиваются руководители предприятий – должников, а при необходимости должностные лица органов власти. Широко применяется практика получения информации о возможных нарушениях из материалов уголовных, гражданских и административных дел, средствах массовой информации, в службе судебных приставов, налоговых инспекциях.

Пристальное внимание прокурорами в прошедшем году уделялось работе с предприятиями-банкротами, задолженность которых составляет 97 % от всей имеющейся и 100 % от статистической.

С привлечением представителей Управления Росреестра и налоговой службы области проанализирована деятельность конкурсных управляющих, дана оценка законности и полноты принимаемых ими мер в рамках процедуры банкротства при реализации имущества, расходовании денежных средств и очередности удовлетворения требований кредиторов.

В результате совместно проведенных прокуратурой города Архангельска и Управлением Федеральной налоговой службы по области проверочных мероприятий определением Арбитражного суда от 01.02.2019 по ходатайству ассоциации арбитражных управляющих отстранен от обязанностей конкурсный управляющий «СтроймонтажТимано-Печора» (задолженность по заработной плате 6,4 миллиона рублей), допустивший многочисленные нарушения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Отстранены, в том числе по инициативе органов прокуратуры, почти половина конкурсных управляющих, не справившихся со своими обязанностями (4 из 11). (Управлением Росреестра к ответственности привлечено 36 конкурсных управляющих, из них дисквалифицировано 3. Из привлеченных 3 конкурсных управляющих предприятий-банкротов, имеющих долги по заработной плате).

Совместными усилиями органов прокуратуры области и налоговой службы к субсидиарной ответственности определением Арбитражного суда области 03.06.2019 привлечена администрация Верхнетоемского района, являющаяся учредителем муниципального унитарного предприятия, находящегося в процедуре банкротства. Задолженность в сумме 600 тысяч рублей погашена.

А всего в 2019 году задолженность по заработной плате полностью погашена в 5 предприятиях банкротах на общую сумму 11,2 миллиона рублей, восстановлены права 135 работников, в 4 предприятиях-банкротах снижены долги по заработной плате на 2 миллиона рублей перед 201 работником.

Проведенными проверками с привлечением представителей профсоюзных организаций выявлены многочисленные нарушения при начислении заработной платы работникам образовательных учреждений области, результатам которых стало доначисление и выплата заработной платы на сумму более 17 миллионов рублей.

В 2019 году увеличилось с 22 до 29 количество возбужденных следственными органами по фактам невыплаты заработной платы уголовных дел, что во многом обусловлено активной позицией прокуроров, по материалам которых возбуждено каждое второе дело (14).

Активно применяются превентивные меры, объявлено 23 предостережения, к административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 93 лица, один руководитель дисквалифицирован.

В результате принятых мер ситуация стабилизировалась, наметилась положительная динамика, как в части уменьшения в два раза количества предприятий-респондентов статистической отчетности с 12 до 6 и статистической задолженности по заработной плате в сравнении с началом прошлого года на 26 % с 19,6 до 14,5 миллионов рублей, а также всей задолженности в поднадзорных прокуратуре области предприятиях на 11 % (с 44,2 до 37,7 млн. руб.).

Напоминаю прокурорам о расширении полномочий государственных инспекторов труда в части взыскания задолженности по заработной плате, предписания которых имеют силу судебного акта и в случае их неисполнения являются основанием для принудительного взыскания, что требует пересмотра подходов к организации надзора.

Несмотря на стабилизацию ситуации и достигнутые результаты, поступающие докладные записки в сфере оплаты труда свидетельствуют о снижении наступательности прокуроров, вынужден констатировать – надзор перешел в вялотекущую стадию: принимаемые меры шаблонны, инициативные мероприятия и совместные с контролирующими органами проверки не проводятся, новых форм работы самостоятельно не внедряется.

Остается без должного внимания прокуроров деятельность службы судебной приставов. Несмотря на снижение общего количества исполнительных производств (100 штук), сумма задолженности, подлежащей взысканию в принудительном порядке возросла на 7 миллионов рублей, принципиальная оценка деятельности судебных приставов не дается, а проводимые проверки безрезультативны.

Справедливая оплата труда медицинских работников не анализируется, хотя неоднократно в своих выступлениях внимание на это обращалось Президентом России и основания для этого имеются.

Так, в одной из больниц Северодвинска приказом главного врача в размере 200 процентов премирована медицинская сестра, отвечающая за пропаганду здорового образа жизни, тогда как хирургическая сестра, получила материальное поощрение в размере одного процента.

Как результат, в том числе и оплаты труда, мы имеем более 2 тысяч вакантных должностей в учреждениях здравоохранения области.

И это при наличии в областном центре Северного государственного медицинского университета.

Вопросы кадрового дефицита зачастую решаются путем внутреннего и внешнего совместительства, что безусловно увеличивает нагрузку на работников и ведет к снижению качества и доступности медицинских услуг.

Причинами этому также является: отсутствие в медицинских учреждениях необходимого оборудования, длительное время не решающийся вопрос по обеспечению жильем медицинских работников, и как результат невозможность обратиться к врачу даже в областном центре.

Например, в Первой городской клинической больнице имени Волосевич запись на приём к врачу – эндокринологу осуществлялась один раз в месяц, что стало причиной очередности (86 человек с начала 2019 года).

Архангельским онкодиспенсером при нарушении сроков ожидания плановой госпитализации для пациентов с онкологическими заболеваниями, иногородним гражданам оказывались платные услуги по временному размещению и проживанию их в пансионате, расположенном в одном из корпусов этого лечебного учреждения.

Анализ состояния законности в сфере здравоохранения, проведенный в 2019 году, выявил еще ряд существенных проблем.

Уже типичной для области и зачастую требующей прокурорского вмешательства является обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан, в том числе детей-инвалидов.

Ежегодно на приобретение лекарственных препаратов выделяются значительные денежные средства, однако, как показали проверки потребность, а также их запас в аптеках органами здравоохранения региона не контролируется.

В 2019 году вскрыты факты установления региональным министерством здравоохранения барьеров при назначении гражданам жизненно важных лекарств.

Не пресечена порочная практика по отказу в выписке рецептов на лекарственные препараты либо их невыдача в связи с отсутствием в аптеке.

Вышеупомянутые факты остались вне контроля территориального органа Росздравнадзора, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения на территории региона.

По выявленным нарушениям прокурорами приняты меры реагирования. В результате в прошедшем году в Архангельской области медицинские препараты приобретены своевременно, срывов конкурсных процедур не допущено.

Удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию по организации транспортной доступности граждан – больных хронической почечной недостаточностью к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно. Неоднократные обращения в правительство и органы законодательной власти области способствовали разработке законопроекта, уже согласованного Губернатором и находящегося на рассмотрении в Областном Собрании депутатов, предусматривающего возмещение таких расходов.

Уважаемые Татьяна Александровна, Виктор Анатольевич, для решения обозначенных проблем предлагается на рассмотрение проект решения коллегии прокуратуры области.