2016
07июл
Выступление заместителя прокурора области Акулича С.П. на заседании коллегий прокуратуры Архангельской области и УФНС по Архангельской области и НАО в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах, страховых взносах 28.06.2016

Уважаемые коллеги!

Прокуратурой Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах, страховых взносах налоговыми органами, внебюджетными фондами, органами государственной власти и местного самоуправления. Многие вопросы сотрудниками прокуратуры изучались совместно с территориальными налоговыми органами.

В ходе проверки аппаратом прокуратуры области осуществлены выезды в Няндомский, Плесецкий, Котласский районы.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Именно они основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Нередко у отдельных хозяйствующих субъектов возникает желание уклонится от исполнения своих конституционных обязанностей путем применения различных схем незаконной оптимизации налогообложения.

В этой связи, переоценить значение деятельности налоговых органов невозможно.

В 2015 г. ими в бюджетную систему Российской Федерации обеспечено поступление налогов и сборов на сумму 63,2 млрд. руб., что на 29,4 % больше показателя прошлого года.

Большую часть бюджета области (46,4 млрд. руб.) составили собственные налоговые и неналоговые доходы, из которых 45,4 млрд. руб. или 97,8 % являются именно налоговыми доходами.

Основная часть доходов областного бюджета сформирована за счет поступлений налога на доходы физических лиц (40,1 %), из которых 42,2 % обеспечено за счет работников бюджетной сферы, налога на прибыль организаций (27,7 %) и налога на имущество организаций (15,4 %). Указанные платежи обеспечили 29,3 млрд. руб. или 83,2 % от общего объема поступлений в областной бюджет.

*****

Проверка показала, что нарушения налогового законодательства имеют массовых характер, многие проблемы, существующие в регионе, требуют принятия согласованных мер прокурорами и налоговыми органами.

Отдельные правонарушения, ущемляющие права субъектов предпринимательской деятельности, допускаются и налоговыми органами.

Имеются недостатки при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере.

*****

Всего в ходе настоящей проверки прокурорами выявлено 591 нарушение закона, опротестован 221 незаконный правовой акт, внесено 39 представлений, в правоохранительные органы направлено 4 материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

*****

На 1 января 2016 года на территории Архангельской области находятся 211 муниципальных образований.

Практически в каждом из них выявлены нормативные правовые акты о налогах и сборах, противоречащие требованиям федерального законодательства. Только в ходе настоящей проверки прокурорами принесен 171 протест.

Названные акты принимаются с превышением предоставленных налоговым законодательством полномочий, ими устанавливаются элементы налогообложения, право определения которых принадлежит исключительно федеральному законодателю, представительными органами местного самоуправления игнорируются изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в части субъектного состава налогоплательщиков, сроков уплаты налога, ставок налога, вводятся обязанности, не предусмотренные законодательством.

К примеру, в решении Совета депутатов МО «Няндомское» о введении земельного налога, принятом в феврале 2016 года, закреплена возможность освобождения налогоплательщиков-организаций от обязанности представлять отчетность, что не предусмотрено налоговым законодательством; срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу определен датой представления налогоплательщиками расчетов по налогу, обязанность предоставления которых отменена федеральным законом еще в 2010 году.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, устанавливающие правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, полномочия по определению которых с 02.12.2014 принадлежат исключительно Правительству Российской Федерации.

По протестам прокуроров Устьянского, Няндомского, Виноградовского районов указанные незаконные правовые акты отменены.

Выявленные упущения свидетельствуют об отсутствии работы с действующими нормативными актами в аппаратах органов местного самоуправления, квалифицированных кадров в их штатах, взаимодействия с их стороны с налоговыми органами.

*****

Одной из причин неудовлетворительного состояния законности в названной сфере является ненадлежащая реализация органами государственной власти и местного самоуправления предоставленных им полномочий, в том числе при предоставлении ими в налоговые органы сведений о зарегистрированных правах и сделках с имуществом, признаваемым объектом налогообложения.

Так, в ГИБДД УМВД России по области допускались случаи неверного заполнения файлов с данными о транспортных средствах (ошибки номерах регистрационных документов собственников, основных государственных регистрационных номерах юридических лиц), направляемых в налоговые органы, несмотря на получение сообщений о допущенных ошибках, до вмешательства прокуратуры области данные ошибки не устранены.

Необходимо отметить, что в ходе сверки в ГИБДД УМВД России по области не установлено фактов передачи в налоговые органы сведений о транспортных средствах с «нулевой» мощностью, чего нельзя сказать о данных поступающих в УФНС России по области и НАО из других субъектов Российской Федерации.

Например, при направлении сведений о регистрации транспортного средства TOYOTA KORONA за Букиным В.М. подразделением ГИБДД УМВД России по Кировской области указана мощность 0.

Наиболее часто такие нарушения допускаются подразделениями ГИБДД по г. Санкт-Петербургу, г. Москва (до 25 ошибок в неделю).

Выявлены нарушения в Управлении Росреестра по области и НАО, Филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по области и НАО.

Прокуратурой области предлагается продолжить начатую работу в целях информирования о допускаемых нарушениях прокуратур других субъектов Российской Федерации.

*****

В отличие от федерального и областного бюджетов поступления налогов в бюджеты муниципальных образований области остались на уровне 2014 года с незначительным приростом на 292,3 млн. руб. (3%). Местные бюджеты ежегодно исполняются с дефицитом.

Анализ состояния законности в данной сфере выявил факты игнорирования органами местного самоуправления при формировании местных бюджетов направляемых налоговыми органами прогнозов поступления налогов и сборов.

Например, в Плесецком районе данные налогового органа не учтены при формировании проекта бюджета, в настоящее время снижение налоговых поступлений по сравнению с утвержденными ожидается в размере 5 млн.руб.

Такая ситуация имеет место и в других районах области.

Данные действия влекут за собой принятие недостоверных решений о бюджетах, что становится причиной неисполнения получателями средств местных бюджетов обязательств по заключенным контрактам.

*****

Органами местного самоуправления не приняты меры для организации проверки достоверности, полноты, актуальности сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, необходимых для целей налогообложения.

Только после принятия мер реагирования прокурорами Няндомского, Виноградовского районов, Приморским и Онежским межрайонными прокурорами сельскими поселениями проведена инвентаризация адресов, о чем необходимая информация направлена в налоговые органы.

*****

Допускаемые нарушения законодательства о налогах и сборах ущемляют и права пенсионеров.

Так, прокурором Вельского района вскрыты факты незаконного взимания органами местного самоуправления государственной пошлины с граждан за удостоверение доверенностей на получение пенсии. По представлениям прокурора указанная практика администрациями МО «Верхнеустькулойское», МО «Солгинское», МО «Хозьминское» искоренена, приняты меры к возврату денег пенсионерам.

*****

В ходе проведенных проверок прокурорами выявлены нарушения налоговыми органами области, управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации требований законодательства при проведении мероприятий налогового контроля, начислении налогов и сборов, ущемляющие права субъектов предпринимательской деятельности.

Так, выявлены случаи незаконного применения мер принудительного взыскания налога на доходы с индивидуального предпринимателя, уплачиваемого ей как физическим лицом, а не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Допускаются случаи нарушения сроков проведения проверок, составления актов об обнаружении фактов нарушения налогового законодательства, предусмотренных ст. 101.4 НК РФ.

При привлечении к налоговой ответственности лиц выявлялись факты несоставления актов о проведении камеральной налоговой проверки, указания в решениях неверных редакций статей, неотражения в них всех установленных обстоятельств, несоблюдения требований к их содержанию.

Нарушаются права налогоплательщиков в связи с вынесением решений о приостановлении операций по счетам в период действия установленных судом обеспечительных мер.

Игнорируются сроки направления решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах в банках, решений о приостановлении операций по счетам в банках, выдачи документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

К примеру, прокурором Няндомского района выявлено нарушение сроков направления 390 решений о приостановлении операций по счетам в банке, 106 решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.

В кредитные учреждения названные документы направлены своевременно в электронной форме, отсутствие при этом своевременного уведомления налогоплательщиков о принятых к ним мерах налогового контроля лишило их возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, своевременно осуществлять расчеты с контрагентами, производить расходные операции по счетам в банке.

Налогоплательщики не во всех случаях своевременно извещаются, а иногда не извещаются о принятых решениях о возмещении налога на добавленную стоимость. Повсеместно имеют место нарушения административного законодательства.

По выявленным нарушениям закона прокурорами г. Северодвинска, Вельского, Плесецкого, Няндомского районов, Онежским и Котласским межрайонными прокурорами внесены представления, часть из которых удовлетворено.

Отдельные нарушения выявлены и в деятельности органов Пенсионного Фонда России по области.

Имели место случаи нарушения сроков направления требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов, не принимались меры по контролю за соблюдением условий предоставления отсрочки по уплате страховых взносов.

В ходе проверки Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области выявлены факты нарушения порядка рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) со стороны управлений в городах и районах области, принятия решений, не предусмотренных законодательством, нерассмотрения доводов обращений заявителей. По указанным фактам прокуратурой области подготовлено представление.

*****

Возникают вопросы при оценке эффективности применения мер по аресту имущества налогоплательщиков в качестве способа обеспечения исполнения решений о взыскании налога, пеней и штрафов.

Задолженность по налогам и сборам за I квартал 2016 г. в консолидированный бюджет по сравнению с 01.01.2016 увеличилась на 773,9 млн. рублей (на 17,4 %) и составила 5230,6 млн. рублей.

За этот же период времени прокурорами санкционировано только 7 постановлений о наложении ареста на имущество налогоплательщиков на общую сумму 5,4 млн. руб. или 0,7 % от суммы задолженности образовавшейся в 2016 году.

*****

Субъекты предпринимательской деятельности регулярно злоупотребляют предоставленными им правами, совместно с налоговыми органами выявлены случаи покушения на незаконное возмещение налога на добавленную стоимость, внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных руководителях.

Прокурором Коношского района в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице – генеральном директоре ООО «Тульская строительная компания» в следственные органы 15.04.2016 направлены материалы совместной проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 173.1 УК РФ.

Аналогичные факты вскрыты прокурором г. Коряжмы, где в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о назначении руководителем ООО «Любимый город», ООО «Цель» Вагина Д.Б., фактически работающего слесарем-сантехником. Материалы проверок 19.05.2016 направлены в следственные органы.

Процессуальные решения в настоящее время не приняты.

При этом ранее в Архангельской области зарегистрировано только 1 преступление по ст. 173.1 УК РФ (2015 г.), что явно не соответствует фактическому состоянию законности, выявляемому количеству фирм-однодневок в ходе надзорной деятельности органов прокуратуры.

Анализ законности в данной сфере свидетельствует также о том, что правоохранительными органами недостаточно внимания уделяется выявлению преступлений, связанных с покушением на незаконное возмещение налога на добавленную стоимость.

Межрайонной ИФНС России № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу при проведении камеральных проверок установлено, что ООО «Анюта» для получения вычета по налогу на добавленную стоимость использованы счета-фактуры предприятий, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, подписи на финансовых документах не принадлежат лицам, являющимся их фактическими руководителями, товары, работы, услуги по этим сделкам не передавались.

Незаконные действия ООО «Анюта» пресечены налоговым органом при проведении камеральных налоговых проверок путём отказа обществу в возмещении 2,2 млн. руб. налога из бюджета.

По названным фактам прокурором Няндомского района 14.06.2016 материалы проверки направлены в следственные органы.

*****

Оценивая работу правоохранительных органов в сфере выявления и пресечения преступлений вынужден констатировать, что их деятельность требует корректировки.

В 2014 г. зарегистрировано 73 налоговых преступления,  в 2015 г. – 74,в 2016 г. – 31. Налоговые преступления «выявленные» службами ЭБиПК: в 2014 г. – 70, в 2015 г. – 71, в 2016 г. - 26. Остальные преступления выявлены иными подразделениями УМВД России по области.

Из анализа правовой статистики следует, что налоговыми органами в 2014 – 2016 г.г. в правоохранительные органы не передано ни одной информации о фактах неуплаты налогов и сборов, имеющих признаки преступления, что не соответствует действительности.

Так, при проведении комплексной проверки в Котласской межрайонной прокуратуре выявлено, что из 3 налоговых преступлений, стоящих на статистическом учете в качестве выявленных службой ЭБиПК, 2 преступления поставлены на учет в результате возбуждения уголовных дел по материалам, поступившим из налоговых органов.

*****

Вызывает нарекания работа УФССП России по области, не принимающего исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановлений налоговых органов и судебных актов о взыскании налогов и сборов.

В 1 квартале 2016 г. исполняемость по данной категории составила всего 23 %.

Судебный пристав-исполнитель ССП г. Северодвинска стал фигурантом уголовного дела (расследуется), возбужденного 02.11.2015 по материалам проверки прокуратуры г. Северодвинска по ч. 1 ст. 285 УК РФ (2 эпизода) и ч. 2 ст. 292 УК РФ (2 эпизода) в связи с незаконным окончанием исполнительного производства о взыскании налоговых платежей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также подлогом документов.

Аналогичные факты выявлены в 2016 г. в ССП Няндомского района, где судебными приставами-исполнителями незаконно прекращено 19 исполнительных производств о взыскании налогов, по протестам прокурора незаконные постановления об окончании исполнительных производств отменены, прокуратурой Няндомского района решается вопрос о направлении материалов проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы.

*****

В организации прокурорского надзора также имеются недостатки.

Так, прокурорами не во всех случаях приносятся замечания на проекты нормативных правовых актов, не реализуются полномочия по предъявлению гражданских исков в уголовном судопроизводстве о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

Совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации, ФНС России, МВД России, СК России от 08.06.2015 утверждена Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

Анализ законности в указанной сфере свидетельствует, что прокурорами мер, направленных на реализацию её положений, не принято.

Согласно положений Инструкции обязанность предъявления гражданского иска в уголовном судопроизводстве о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, возложена на органы прокуратуры.

В 2015 г. инициаторами гражданских исков о возмещении ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, выступали исключительно налоговые инспекции. Данная тенденция сохраняется и текущем году.