2017
31янв
Выступление заместителя прокурора области Сергея Акулича на расширенном заседании коллегии по итогам работы органов прокуратуры в 2016 г.

Уважаемые Виктор Анатольевич, Илья Александрович, коллеги!

В 2016 г. органы прокуратуры области ориентированы на укрепление законности и правопорядка в субъекте, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства, обеспечение законности в сфере экономики и экологии.

Работа строилась на основании организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры, решений коллегий и постановлений координационного совещания руководителей правоохранительных органов области.

В целях реализации поставленных в них задач за этот период проведено около 100 плановых и внеплановых проверок, в том числе по заданиям и поручениям Генеральной прокуратуры, обращениям органов власти и их должностных лиц.


 

Проверками выявлено свыше 26 тысяч нарушений закона, в том числе около 17,5 тысяч – связанных с обеспечением прав граждан. Опротестовано почти 3 тысячи незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено свыше 4 тысяч виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 79 уголовных дел.


 

В центре прокурорского надзора оставались вопросы защиты социальных прав граждан, особенно слабозащищенных. Основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты им заработной платы, обеспечение жильем, медицинской помощью, лекарственными препаратами, качественными коммунальными услугами. Перед прокурорами ставилась задача не допустить ухудшения качества жизни населения региона.

*****

Очевидно, что решение названных социальных проблем невозможно без экономической составляющей. Учитывая ключевую роль консолидированного бюджета в экономике Архангельской области и России в целом, надзоры за исполнением бюджетного и налогового законодательства по-прежнему являются одними из приоритетных направлений прокурорской деятельности и осуществляются в координации с органами финансового контроля, антимонопольной и налоговой службой, правоохраной.

В результате принятых мер, в том числе прокуратурой области, собираемость налогов и сборов в областной бюджет увеличилась на 1 млрд. руб. или 3,4 % (с 41 млрд. руб. до 42 млрд. руб.).

По сравнению с 2015 г. снизился размер задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет на 416 млн. руб. или на 63 %.

Вместе с тем, за год она возросла на 242 млн. руб. или 5,4 % и составила 4,7 млрд. руб.

Органы местной власти не принимают достаточных мер для увеличения налогооблагаемой базы, в связи с чем из года в год доходная часть местных бюджетов практически не меняется. В бюджеты муниципальных образований мобилизовано свыше 9 млрд. руб., что чуть выше уровня поступлений прошлого года - на 3 %.

При этом 78 % поступлений составляет налог на доходы физических лиц, что свидетельствует о длительной стагнации экономики муниципальных образований.

Конечно, легче всего обвинить в этом экономическую ситуацию в стране и мире в целом. Однако недостаточная работа профильных органов власти области, невыполнение непосредственными исполнителями условий участия в программах, преступные действия руководителей предприятий, получающих бюджетные субсидии, деятельность фирм-однодневок, их создание на подставных лиц, пассивность правоохранительных органов самым негативным образом влияют на развитие инвестиционного климата, добросовестной конкуренции, уровень жизни населения в регионе.

Утверждать о массовых хищениях бюджетных средств позволяют статистические данные. Так, только за два последних года прокурорами в сфере экономики выявлено 77 преступлений, только в 2016 году их рост составил 26 %.

О пассивности правоохранительных органов свидетельствует количество возбужденных в прошедшем году уголовных дел по ст. 173.1 УК РФ – всего 3. Причины такой неэффективной работы – отсутствие координации между ведомствами, непонимание важности выявления таких преступлений.

В связи с этим обращаю внимание прокуроров на необходимость тщательным образом разобраться в причинах неисполнения ряда государственных и муниципальных программ, осуществлять не только системный надзор в данном направлении, но и опережающий. Выявлять нарушения уже на стадии подготовки бюджетов и формирования программ.

Наладить должное и эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, повысить координирующую роль прокуратур, при проведении проверок использовать потенциал информационных ресурсов, в том числе результаты плановых и внеплановых проверок контролирующих (надзорных) органов, сведений налоговых инспекций.

 *****

Не теряет актуальности проблема в своевременных расчетах государственных и муниципальных заказчиков с представителями бизнеса.


 

В целях погашения такой задолженности органами прокуратуры области внесено 34 представления, все удовлетворены, к дисциплинарной ответственности по ним привлечено 16 должностных лиц, объявлено 2 предостережения.


 

В результате принятых мер прокурорского реагирования перед предпринимателями погашена задолженность в размере 53 млн. руб.

Однако по нашим данным по заключенным государственным и муниципальным контрактам бизнесу должны около 100 млн. руб. Однако и эта цифра, считаю, значительно занижена. Прокурорами не проработан механизм ее выявления. Слепо доверяя информации органов власти, проверки ее достоверности не осуществляются.

Например, прокуратура г. Архангельска в аппарат предоставляет данные об отсутствии у администрации города задолженности перед предпринимателями. Однако только мониторинг картотеки решений Арбитражного суда области свидетельствует об обратном, десятки исков рассмотрены и удовлетворены по обращению представителей малого и среднего бизнеса о взыскании с муниципалитета долгов по контрактам. На сайте службы судебных приставов размещена информация об исполнительных производствах такой категории.

Уверен, что подобная ситуация во всех муниципальных образованиях области.

******

Одним из ключевых направлений надзорной деятельности является исполнение законодательства о собственности, соблюдение которого напрямую влияет на экономику региона и пополнение бюджетов.

По-прежнему органами власти принимаются незаконные правовые акты в данной сфере. За прошедший год прокурорами их оспорено 134, 122 приведены в соответствие с законом, остальные находятся на рассмотрении.

Несмотря на это, нарекания вызывает работа прокуроров по незамедлительному реагированию на незаконные правовые акты, в том числе предоставляющие органам местной власти право самостоятельно, в обход закона устанавливать правила распоряжения муниципальной собственностью. И это невзирая на действующее решение коллегии в этой сфере, обязывающее прокуроров провести ревизию всех нормативных правовых актов.

Например, лишь в июле 2016 г. прокурором Плесецкого района опротестовано решение Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» от 28.04.2009, которое предоставляло органу местной власти право заключать договоры мены в отношении муниципального имущества. До сих пор нормативный правовой акт не приведен в соответствие с законом.

В этой связи прокуратуре Плесецкого района необходимо проверить, заключались ли такие договоры в действительности.

В минувшем году прокурорское вмешательство потребовалось для устранения нарушений закона, допущенных при заключении свыше 160 сделок с государственным и муниципальным имуществом, часть из них расторгнута.

В качестве положительного примера хотелось бы отметить опыт Онежского межрайонного прокурора, который в судебном порядке доказал завышение первоначальной цены контрактов на приобретение трех квартир для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае бюджет сэкономил около 690 тыс. руб., а виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 83 тыс. руб.

Игнорируя требования закона, органы власти и подведомственные им учреждения допускают передачу имущества без заключения договоров и соответственно без взимания арендных платежей, при отсутствии согласия его собственника.

 Помещения школ, больниц, объектов культурного наследия, домов культуры повсеместно используются при отсутствии правовых оснований, в ряде случаев без уплаты арендных платежей.

 При этом контролирующие и надзорные органы, а также органы власти, которые обязаны своевременно выявлять и пресекать такие нарушения, сами повсеместно их допускают, порой закрывая глаза на неправомерное использование такого имущества.

Примером тому служит ситуация, когда помещение в здании муниципального бюджетного учреждения «Дворец культуры и спорта» передано индивидуальному предпринимателю без проведения торгов и заключения договора аренды, платежи в местный бюджет им не вносились. В свою очередь, муниципальное учреждение несло затраты на содержание этого имущества. Проведенные администрацией МО «Шенкурский муниципальный район», являющейся собственником здания, проверки нарушений не выявили.

По иску прокуратуры области арбитражный суд вынес решение об истребовании имущества из чужого незаконного владения, который исполнен.

Показателен случай в г. Северодвинске с передачей за символическую плату – 10 тысяч рублей в месяц муниципального имущества по договору хранения ООО «Автоимперия» на земельном участке площадью около 40 гектаров. Фактически общество осуществляло коммерческую деятельность по ремонту транспортных средств, используя муниципальное имущество. Данная сделка оспаривается прокуратурой в суде.

Прокурорами наработана практика привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.24 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта), 7.35 (нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом) КоАП РФ. Возбуждено 7 таких дел, судом по всем приняты положительные решения.

Безусловно, этот показатель не отражает истинное положение дел и в нынешнем году такую практику необходимо продолжить.

******

В связи с существенными нарушениями в прошедшем отопительном периоде прав граждан на благоприятные условия проживания по причине некачественного топлива, поставляемого в регион, путем взаимодействия с Правительством области с «мертвой точки» удалось сдвинуть поиски решения данной проблемы.

Принято решение о поэтапном отказе от авансирования при выплате возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (субсидий) теплоснабжающим организациям.

Сегодня не более 50 % только для организаций, осуществляющих оказание услуг по теплоснабжению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) – Верхнетоемский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Приморский и Шенкурский районы).

Эта мера в первую очередь направлена на повышение ответственности ресурсоснабжающих организаций, которые ранее фактически закупали уголь только за бюджетные деньги.

Проверка качества поставленного угля организована путем проведения лабораторных исследований, в отдельных случаях его проверка осуществляется представителями теплоснабжающих организаций непосредственно на месте его отгрузки (всего в 2016 г. отобрано более 30 проб, из них 5 не соответствовали предъявляемым требованиям).

Инициирована закупка угля для двух организаций «Архоблэнерго» и «СоловкиЭлектросбыт» (45 % от всего объема поставляемого в регион топлива) через подведомственное контрактному агентству области государственное казенное учреждение «Региональный центр по организации закупок» путем заключения соответствующих двухсторонних соглашений (договоров).

Таким способом закуплено для «АрхоблЭнерго» 27,2 тыс. тонн угля.

Однако отсутствие заявок иных предприятий, желающих поставить уголь, может свидетельствовать о возможных коррупционных проявлениях. Поэтому необходимо разобраться в этом вопросе, используя при этом возможности оперативных подразделений правоохранительных органов.

Принятые меры способствовали недопущению в прошедший зимний период массовых нарушений прав граждан. Вместе с тем проблемы в сфере теплоснабжения населения до сих пор не решены.

Так, несмотря на принимаемые меры на протяжении уже нескольких месяцев не удается создать неснижаемый запас топлива – (14 суток) на котельных города Няндомы, а подвозимого три раза в неделю угля рассчитано, как правило, на 3 суток.

Поэтому руководителю 7 подразделения и прокурору Няндомского района необходимо завершить проверку соблюдения действующего законодательства ООО «СоловкиЭлектросбыт», оценить реальную его способность удовлетворять запросы общества, а также возможные факты аффилированности лиц этой ресурсоснабжающей организации с органами власти.

*****

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7, 2017 г. объявлен в России «Годом экологии».

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Прокурорами обращалось внимание на состояние законности в этой сфере, в том числе полноте принимаемых мер уполномоченными контролирующими органами.

Так, принятые меры реагирования к Управлению Росприроднадзора по области в связи с бездействием по взысканию имеющейся задолженности по оплате за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду, этим органом активирована работа, должникам выставлено и в суды направлено почти 400 требований и заявлений на общую сумму около 87 млн. руб., к административной ответственности привлечено 26 лиц.

В результате принятых мер размер задолженности в прошедшем году уменьшился на 54 млн. руб. (со 179 до 125 млн. руб.).

Нарабатывается практика оценки законности заготовки хозяйствующими субъектами древесины в научных целях. Проверками охвачены все предприятия, с которыми Правительством области заключены договоры аренды лесных участков, фактически такая деятельность в 2016 г. осуществлялась только тремя (ООО «Природа», ООО «Северная Лос» и «САФУ им М.В. Ломоносова»).

Так, Архангельским межрайонным природоохранным прокурором установлено, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области незаконно изданы распоряжения об утверждении проектов освоения лесов ООО «Природа», поскольку они не содержали обоснований осуществления научной деятельности по использованию лесов. В судебном порядке эти документы признаны незаконными.

Параметры изъятия древесины, а также иные критерии ее использования в научных целях содержатся также в лесохозяйственных регламентах лесничеств, на территории которых такие рубки осуществляются. Большая часть лесных участков, предоставленная лесопользователям для рубки древесины в научных целях, расположена в Плесецком районе в Обозерском лесничестве.

Поэтому законность положений данного регламента оспорена в суде (обжалуется ответчиком).

Требую от прокуроров – прекратите бегать по делянкам и считать количество срубленных деревьев, а занимайтесь более глобальными вопросами, а именно координацией уполномоченных органов по пресечению фактов незаконного лесопользования под видами различных научных, образовательных и санитарных рубок. Последним способом срублено за прошедшие два года порядка 1 млн. куб. метров древесины (на площади почти 9,5 тыс. гектар), то есть ежегодно 500 тыс. куб. метров, половина из которых приходится на Виноградовский район.

Нужно также оценивать правомерность предоставления и использования лесных участков для реализации в регионе приоритетных инвестиционных проектов, совокупная стоимость которых превышает 29 млрд. руб., а нарушения выявляются лишь в единичных случаях.

Например, арендатором ООО «Поморский лесной технопарк» по причине приобретения старого оборудования, планируемые параметры по мощности переработки древесины, не достигнуты, сроки реализации проекта нарушены более чем на 1 год, и это при полном попустительстве Правительства региона, должностные лица которого меры к инициированию процедура исключения проекта из перечня приоритетного не принимали. По этим фактам приняты меры прокурорского реагирования.

В продолжение лесной темы – с 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях» дополнен статьей 8.28.1, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней на пунктах переработки и реализации, а также ее транспортировки.

Аппаратом прокуратуры области в начале 2016 года проанализирована практика внедрения в регионе этого административного состава, ни одного факта транспортировки древесины органами государственной безопасности дорожного движения не выявлено. О ненадлежащей работе проинформированы Правительство и УМВД России по области. Прокурорами на местах бездействие органов власти оставлено без внимания.

Сегодня министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области за данные правонарушения к ответственности привлечено 30 лиц, органами государственной безопасности дорожного движения – только 5, при том, что за последние два года вырублено и соответственно транспортировано более 46 тыс. куб. метров (посредством почти 5 тысяч лесовозов).

Учитывая актуальность и важность для региона вопроса использования лесов в 1 полугодии 2017 г. запланирована проверка в этой сфере, ее результаты подлежат рассмотрению на заседании коллегии прокуратуры области. В этой связи прошу отнестись к этому мероприятию добросовестно и организовать проверку на должном уровне.

*****

Состояние законности в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.

Удельный вес водоисточников, не соответствующих санитарным требованиям, составил 66,2 %, и эта ситуация возникла не из-за плохого качества воды в реках, а в первую очередь по причине отсутствия разработанных и утвержденных проектов зон санитарной охраны.

Наиболее острой эта проблема является в городах Архангельске, Новодвинске, Котласе, Вельском, Виноградовском, Котласском, Красноборском, Ленском, Няндомском, Приморском, Устьянском, Холмогорском районах.

Поэтому в предстоящем году необходимо обратить пристальное внимание на решение данной проблемы.

*****

До сих пор уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Новодвинске и Коряжме характеризуется как повышенный, однако глубоко в этих причинах ни кто не разбирается.

*****

Необходимо также уделять внимание исполнению законодательства об охране земель, недр, почв, объектов животного мира, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Повсеместно распространена практика продажи через социальные сети диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу. Такие факты надо пресекать, в первую очередь, мониторить различные сайты сети Интернет. При установлении таковых принимать меры прокурорского реагирования вплоть до обращения в суд для ограничения доступа к ним.

*****

В заключение своего доклада хотел бы обратить внимание прокуроров на качество рассмотрения обращений.

Нередки случаи, когда меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление нарушенных прав граждан, принимаются только после обращений граждан в прокуратуру области.

Прокурором Коношского района при рассмотрении неоднократных заявлений гражданина о неполучении ответа на свое обращение из администрации МО «Коношский муниципальный район» надлежащая правовая оценка этим доводам не дана. В результате этого бездействия вопрос об административном преследовании лица, допустившего нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, своевременно не решен, последний избежал установленную законов ответственность.

Прокуратурой Плесецкого района проявлено равнодушие к проблемам инвалида-колясочника, обратившегося за помощью.

Администрацией МО «Савинское» еще в 2014 г. заявителю предоставлена однокомнатная квартира, которая санитарным и техническим требованиям не отвечает. Поэтому суд обязал этот орган местного самоуправления привести квартиру в надлежащее состояние, что в полном объеме не исполнено и не позволяет в ней проживать, в результате у гражданина образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере около 70 тыс. руб. Необходимые меры реагирования приняты только после указания аппарата прокуратуры области. В настоящее время по этому факту проводится служебная проверка.

*****

Уважаемый Виктор Анатольевич, уверен, что отмеченные в Вашем и моем докладе недостатки прокуроры способны устранить и справиться с поставленными в 2017 году задачами!