2017
01фев
Выступление прокурора области Виктора Наседкина на расширенном заседании коллегии по итогам работы органов прокуратуры в 2016 г.

Уважаемые коллеги!

         В рамках установленного регламента невозможно затронуть всех направлений деятельности органов прокуратуры области, коснусь лишь основные и значимые результаты реализации прокурорских функций, имеющиеся проблемы, которые надлежит решать в 2017 году в тех же непростых условиях экономического кризиса и международных санкций, влекущих сокращение финансирования по всему спектру социально-экономических программ развития страны.

На прошедший год коллегией перед прокурорами были поставлены две основные задачи:

- во-первых, комплексными мерами воздействия и профилактики обеспечить всестороннюю защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и организаций от преступности, в особенности от криминальных посягательств на основы их жизнедеятельности;

- во-вторых, сосредоточить усилия на проведении надзорных мероприятий, способствующих оздоровлению экономики, обеспечению сохранности бюджетных средств и имущества, укреплению налоговой и платежной дисциплины, решительно усилив воздействие уголовно-правовых мер.

Решая эти установки, во главе которых достигнутый результат, а не громадье цифр, прокурорами выявлено свыше 26 тыс.нарушений федерального законодательства (- 12,4%), для устранения которых внесено 4 тыс. представлений (+ 3,7%), к дисциплинарной ответственности по ним привлечено свыше 3 тыс. должностных лиц (+ 2,7%). Продолжено наращивание усилий по профилактике нарушений федерального законодательства, объявлено 762 (+6,0%) предостережения о недопустимости нарушений закона, в основном в сферах, влияющих на экономическое развитие и качество жизни граждан.

В прошедшем году сознательно снижены показатели исковой активности, в суды исков направлено на четверть (24%) меньше, но ценность их возросла до 111 млн. руб. или на 142%!

Последние года аппарат облпрокуратуры проводил на этом направлении двуединую линию: во-первых, отказа от предъявления в судебном порядке требований к органам местного самоуправления в случаях, когда исполнение возложенных на них законом обязанностей не предусмотрено статьями бюджетных расходов, во-вторых, искоренение искового формализма, что позволило без малого на треть (30%) снизить число отклоненных исков, а прекращенных – на 67%. Это весомые плоды целенаправленной кропотливой работы.

*** Говоря об органах местного самоуправления, отмечу, что в течение последних лет мы целенаправленно снижали давление на исполнительные органы местного самоуправления, где число выявленных нарушений законов с 2013 г. сократилось на 33,3%, а число заявленных к ним исков – на 80%. Это не значит, что ослаблен прокурорский надзор, это значит, что прокуроры перешли к более конструктивному диалогу с местной властью.

К примеру, в целях понуждения муниципалитетов планировать расходы на социально значимые цели прокурорские работники активно участвуют в формировании бюджетов на очередной финансовый период, принимая участие, в том числе, и в депутатских комиссиях.

В 2017 г. в органы местного самоуправления при формировании бюджетов направлено 237 информаций о планировании и выделении бюджетных средств на нужные цели, из которых учтено 90% (212).

*** В положительном сальдо работы не только прокуроров, но и органов государственной власти, правоохранительной и судебной системы – постоянное внимание проблемам, связанным с выплатой заработной платы, остающейся основным источником доходов граждан.

На начало 2017 г. размер статистической задолженности составил 27,7 млн. руб. и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сократился более, чем на четверть (27%), выплачены долги по заработной плате на сумму почти 93 млн. руб. 3 тысячам гражданам. Превентивными мерами удалось предотвратить возникновение новых крупных организаций-должников и не допустить социальной напряженности.

В необходимых случаях прокуроры давали оценку действиям руководителей должников на наличие признаков уголовного преступления, что позволило с 5 до 12 единиц или более чем в 2,5 раза увеличить число возбужденных уголовных дел по материалам прокурорских проверок о невыплате заработной платы.

За повторные нарушения закона при оплате труда по постановлениям прокуроров дисквалифицированы 2 руководителя предприятий-должников, тогда как в 2015 г. таких мер не принималось, о чем указывалось, и главное! услышано, прокурорами.

Дала положительные результаты и ранее недооцениваемая работа с собственниками и учредителями должников, которые спокойно отсиживались под сенью своих исполнительных органов.

Достаточно было в апреле истекшего года пригласить на заседание межведомственной рабочей группы и спросить с учредителей и собственников ООО «Севдорстройсервис» и ОАО «Новодвинский завод ЖБИ № 2», как образовавшаяся задолженность перед рабочими в размере 13 млн. руб. погашена.

***С учетом 17% роста преступности в 2015 г. планы работы органов прокуратуры и совместных межведомственных мероприятий учитывали складывающиеся реалии и корректировались, исходя из оперативной обстановки и принятых оргдокументов.

В I квартале 2016 г. проведено, на наш взгляд, весьма значимое по своей направленности координационное совещание, касающееся результатов работы правоохранительных органов области по борьбе с преступностью. Им перед прокурорами, были поставлены задачи:

1) внедрять в практику действенные механизмы влияния на оперативную обстановку, в частности, путем инициирования признания несоответствия занимаемым должностям тех руководителей органов правоохраны, кто неспособен организовать эффективное противодействие преступности.

Однако, эти жесткие и явно назревшие меры практически не используются и применены лишь в 2 случаях прокурорами г. Северодвинска и Холмогорского района. В основном же прокуроры вместо повышения спроса и ответственности руководителей поднадзорных органов, занимают пассивно-выжидательную позицию.

2 задача: усилить надзор за исполнением законов об установлении и доказывании всех обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, вплоть до возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования со стадии расследования.

Присутствующим здесь коллегам, напомню, что этому вопросу было уделено пристальное внимание на прошлогодней итоговой коллегии, однако, как говорится, «а воз и ныне там». И пока «воз там» для производства дополнительного расследования прокурорами сугубо по причинам нарушения требований ч. 2 ст. 73 УПК РФ, либо наряду с иными основаниями уже возвращено 58 дел или почти каждое пятое (18,1%). Как видно, формализм, въевшийся в профилактическую функцию, пустил глубокие корни, которые выкорчевать не просто! Но надо!

Приведу пример из уголовного дела по обвинению Лемехова в убийстве, совершенном в июле 2016 г. по ул. Северодвинская, 82, г. Архангельска. По этому делу на момент судебного разбирательства клубок причин и условий, способствующих совершению особо тяжкого преступления, так до конца и не был размотан, скажу больше, что до сего дня так и не получены ответы на ряд насущных вопросов, включая причины безнаказанности обвиняемого за 18 адмправонарушений в сфере общественного порядка. Такие примеры типичны, их разлагающее влияние плодит не только аналогичные ситуации, но и взращивает аналоговых лиц, начихавших на провозглашаемые нами принципы неотвратимости ответственности!

3 поставленная и отчасти решенная задача: использовать применение мер пресечения заключение под стражу и домашний арест, как действенное средство профилактики преступности и ее рецидива.

Отчетливо сознавая, что на волне либерализации принудительных мер эта задача непростая, мы требовали применять арест в каждом случае наличия к тому законных оснований и данных о личности подозреваемого (обвиняемого).

Как результат, на фоне снижения преступности в 2016 г. на 10,4%, включая ее тяжкие и особо тяжкие виды, число лиц, изолированных от общества в СИЗО и своих домашних квартирах, возросло на 5,6%!, при том, что отказы судов в удовлетворении ходатайств о применении принудительных мер «подпрыгнули» с 71 до 122 случаев или на 72%.

Осуществленный в прошедшем году прорыв в практике применения меры пресечения - домашний арест в очередной раз подтвердил истину: системные усилия и воля – дают фантастические результаты!

Только вдумайтесь, в 2016 г. с 4 до 92 или в 22 раза! возросло число ходатайств следственных органов о применении этой меры.

Несмотря на это, до конца не реализована изначально заложенная в домашний арест идея ее изменения на более строгую во всяком случае ее нарушения разного рода вороватыми и маргинальными личностями, для заключения под стражу которых при совершении преступлений небольшой тяжести изначально отсутствовали заложенные в законе исключительные основания.

И когда такие механизмы активным внедрением домашнего ареста созданы, органы расследования по непонятным причинам заключать под стражу нарушителей не торопятся. В течение прошлого года филиалы УИИ в отношении 48 обвиняемых направили 186 уведомлений о нарушении условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, однако изменена она только 8 лицам!?

***Вышеприведенные и неприведенные здесь инициативы, вытекающие из решений координационных совещаний, могли бы приносить гораздо более весомый эффект в борьбе с преступностью при их заинтересованном исполнении всеми членами координационной деятельности.

К великому сожалению, и уже не в первый раз констатируется, что реализация совместных постановлений в ведомствах не налажена, поступающая в их исполнение информация из разряда «отписок». Выезды на места показывают, что до подчиненных подразделений решения зачастую не доводятся, их исполнение никак не контролируется.

Недооценивать антикриминальный потенциал не только координационных совещаний при прокуроре, но и при губернаторе области недопустимая и непростительная близорукость.

***Теперь о мерах по оздоровлению экономики, где роль органов прокуратуры хоть и не определяющая, но весьма значительная. На протяжении прошедшего года внимание акцентировалось на усиление воздействия уголовно-правовых мер, направленных на обеспечение сохранности бюджетных средств, укрепление налоговой и платежной дисциплины.

В 2016 г. продолжена начатая в конце 2015 г. работа по укреплению законности при расчетах предприятий ЖКХ за энергоресурсы. Прокурорами инициировано возбуждение 13 уголовных дел по факту совершения руководителями ряда коммерческих организаций противоправных действий, выразившихся в неоплате поставленных энергоресурсов, кроме того внесено порядка 130 представлений, объявлено более 200 предостережений, организовано проведение 215 процессуальных проверок.

Однако, ожидаемого эффекта по укреплению платежной дисциплины не наступило, погашено лишь около 180 млн. руб., просроченная задолженность, как и прежде, велика и составляет 2,1 млрд. руб.

Не принесла существенного результата предложенная методика прокурорских проверок и при расчетах за лесопользование, аренду земельных участков, объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Мы понимаем, что реализуемые задумки начнут давать результаты не сразу, тем не менее на текущий момент главная причина их отсутствия – это необеспеченная прокурорами и следователями неотвратимость ответственности за преступные деяния при реализации схем обогащения за использованные энерго-тепло-био-ресурсы.

К примеру, из 13 упомянутых дел, расследуемых в органах внутренних дел, до суда дошло только одно, причиненный преступлениями ущерб остался в кошельках, мягко говоря, выгодоприобретателей. В конечном итоге этот ущерб «ляжет на плечи» конечного потребителя, то есть на наши с вами плечи!

Такова эффективность пресечения экономических преступлений, которые следователи расследовать не умеют, а прокуроры не умеют надзирать за такими делами.

Эта процессуальная импотенция типична и наблюдается по делам, возбужденным при реализации государственных программ, злоупотреблений с бюджетными и иными финансовыми средствами, а также о преступлениях коррупционной направленности.

С учетом того, что в таких ситуациях заложены дополнительные возможности реального возмещения ущерба, в решении коллегии будет предусмотрена обязанность прокуроров своевременно выявлять бездействие следователей на досудебной стадии при наличии данных, указывающих на признаки группового преступления, а также возвращать такие уголовные дела для производства дополнительного следствия.

***В заключении несколько слов об антикоррупционной борьбе, которая стала неразрывной частью политики государства. Правда, на эту тему надо не говорить, а делать! Но с этим есть проблемы: на протяжении последних лет число деликтов коррупционной направленности снижается, в прошедшем периоде – на 29,4%, случаев получения взяток – на 78,7%. Мало верится, что меньше стали брать?!, напротив согласно выводам профильного отдела антикоррупционный цифропад – свидетельство низкой эффективности работы оперативно-розыскных служб и сужение спектра надзорных мероприятий.

Не видно прогрессивных тенденций в состоянии законности в сфере закупок, где выявляются только лежащие на поверхности, незначительные недостатки, в то время, как крупные недостатки годами дымятся в портах, морозят людей, препятствуют реализации госпрограмм.

Многочисленны, но малозначимы выявляемые нарушения в сферах государственной и муниципальной службы. По мерам реагирования ни одно лицо еще не уволено в связи с утратой доверия.

***Завершая доклад, выражаю слова благодарности всем работникам органов прокуратуры за их служение народу!

2017 год для нас юбилейный: в январе мы справили 295-летие российской прокуратуры, в августе нас ожидает празднование 95-летия прокуратуры Архангельской области, которая уже на протяжении почти века является боевой единицей в деле укрепления законности и правопорядка в регионе!

Спасибо за внимание!