2017
01фев
Выступление заместителя прокурора области Владимира Ананьева на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 31.01.2017

О проблемных вопросах организации надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи

Уважаемые коллеги!

 В прошедшем году прокурорами продолжена реализация системных мер, определенных решениями коллегии, постановлениями координационного совещания, по противодействию преступности и обеспечению законности в деятельности органов предварительного расследования.

За совершение преступлений к уголовной ответственности привлечено почти 10,0 (2015 г. -10,6) тыс. лиц, в том числе 26 (2), действовавших в составе банд, и преступных сообществ.

При осуществлении надзора на досудебной стадии выявлено около 34 (27,6) тыс. нарушений, принято более 2 (1974) тыс. мер реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечено 684 (610) должностных лица, к уголовной - 33(14).

Вместе с тем, количественные результаты надзорной деятельности, при том, что они значительно выше, чем в 2015 году, не во всех случаях способствовали реальной и, подчеркиваю, эффективной защите прав граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств.

Несмотря на снижение в целом количества зарегистрированных преступлений на 10,4%, - это общая тенденция как в России (- 9,6%), так и в Северо-Западном федеральном округе (- 12,8%), и основной причиной здесь, скорее всего, является декриминализация ряда преступных деяний, ухудшилась криминогенная ситуация в Шенкурском районе где количество преступлений возросло на 14,7%, Плесецком (на 8,4%), Холмогорском (на 6,3%), г. Новодвинске (на 2,1%).

Существенно увеличилось число преступлений, совершенных в группе (на 31,8%), в состоянии опьянения (на 10,9%), связанных с вовлечением подростков в преступную деятельность (на 40,4%), и тем самым имеющих повышенную общественную опасность.

Раскрываемость же преступлений осталась практически на прежнем уровне – 59,4 (59,3)%, а по тяжким преступления снизилась (с 65,8 до 65,3%). В г. Северодвинске раскрываемость составила всего 45 (44,6)%.

Приведенные данные свидетельствуют о просчетах в работе правоохранительных органов, в том числе по профилактике преступлений, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, и недостатках в организации надзора.

В целом обеспечена законность при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Вместе с тем имели место случаи задержания таких лиц в административном порядке, в частности в г. Архангельске, уже в текущем году в г. Северодвинске, по ним приняты меры реагирования.

Подобные факты и в дальнейшем должны незамедлительно пресекаться.

Прокурорам ставилась задача разобраться с обоснованностью квалификации при возбуждении уголовных дел по преступлениям небольшой тяжести, формирующих основной массив преступности, на предмет ее возможного занижения, в том числе путем известных манипуляций с оценкой значительности причиненного ущерба, такие факты выявлялись повсеместно (Плесецкий, Устьянский и др. районы).

В связи с занижением квалификации прокурорами предано из дознания в следствие 163 уголовных дела, отменено 183 постановления о приостановлении и прекращении, 5 – о возбуждении уголовных дел, 4 дела возвращено для дополнительного расследования. Приняты меры реагирования (1 представление, 3 требования, 1 постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Однако существенных подвижек здесь пока не произошло. Удельный вес этих преступлений снизился всего на 3,2% и составил около 52%, что по-прежнему значительно выше, чем в РФ и СЗФО - 44%.

При этом в г. Коряжме он составляет почти 67%, г. Мирном - 66%, Красноборском районе - 63%.

Эту работу необходимо продолжить.

Органами расследования фактически занижалась квалификации и по более тяжким - экономическим преступлениям, путем выделения дел в отношении неустановленных лиц, что оставалось без надлежащей оценки прокуроров.

В г. Архангельске направлено в суд уголовное дело в отношении начальника автобазы одного из предприятий, похитившего путем мошенничества через фирмы-однодневки более 14 млн. руб., предназначавшихся на оплату услуг по подготовке разрешений на провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, которые фактически не выданы. Он осужден к лишению свободы условно, ущерб не возмещен. По делу прослеживается причастность к преступлению еще ряда лиц (да и в одиночку такое преступление совершить трудно), которые к уголовной ответственности не привлечены, материалы в отношении них выделены в отдельное производство.

Также в г. Архангельске владелец коммерческой организации осужден за хищение мошенническим путем 2 млн. руб. бюджетных субсидий, выделенных на поддержку малого предпринимательства. На предварительном следствии он показал, что совершил преступление совместно с двумя конкретными лицами, однако вопрос о их причастности надлежащим образом не проверен, материалы также выделены в отдельное производство.

Очевидно, что при таких обстоятельствах дела подлежали возвращению для дополнительного расследования, чего прокурорами не сделано.

Обращаю внимание прокуроров – дела об экономических и коррупционных преступлениях, при наличии неустановленных лиц и неполноты проверки их причастности в суд направляться не должны.

Не удается изменить ситуацию с укрытием преступлений от учета. Совместные выезды работников прокуратуры области и УМВД в горрайорганы внутренних дел (г. Новодвиск, Холмогорский, Приморский, Шенкурский районы) свидетельствуют, что в подавляющем большинстве случаев комиссии по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины своей роли не выполняют, а участие прокуроров в их работе неэффективно.

При том, что по требованиям непосредственно прокуроров на учет поставлено 725 (497) преступлений - на 228 больше чем в предыдущем году, приняты меры реагирования, к уголовной ответственности привлечены 7 (7) сотрудников полиции (г. Северодвинск, Плесецкий район).

Полагаю, что участие прокуроров в работе комиссий следует оценивать по реальному выявлению комиссиями нарушений, принятым мерам к их устранению и привлечению виновных к ответственности.

По-прежнему качество процессуальных поверок не отвечает предъявляемым требованиям, зачастую по их материалам невозможно сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В том числе по этим причинам количество отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел возросло с 15,7 до 22,5 тыс., после таких отмен возбуждено 1663 уголовных дела - на 618 больше, чем в предыдущем году.

Во многих случаях прокурорами надлежащая оценка незаконным процессуальным решениям своевременно не дается, они отменяются лишь в связи с поступлением жалоб.

При этом ими не всегда в установленные сроки истребуются и изучаются материалы процессуальных производств.

Подразделениями СУ СК России в г.г. Северодвинске, Мирном, Вельском, Няндомском районах в нарушение норм УПК РФ (ст. 37) и совместного приказа (п. 2.4) прокурорам по их запросам несколько месяцев не представлялось 48 материалов в связи с их нахождением в отделе процессуального контроля. Однако, прокуроры, ни сами мер не приняли, ни в аппарат об этом не сообщили.

По данным фактам руководителю СУ СКР внесено представление (16.01.2017).

Представляется, что следует ввести четкие механизмы контроля и реагирования на подобные нарушения. Например, незамедлительное предоставление прокурорами в аппарат списков таких материалов с указанием причин, для последующего их истребования и реагирования.

При расследовании уголовных дел допускается волокита.

С декабря 2015 г. (07.12.2015) УМВД России по г. Архангельску расследуется уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения бюджетных средств, выделенных в рамках госпрограммы на строительство дороги по ул. Выучейского. Дело дважды приостанавливалось в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, срок следствия составил более 5 месяцев.

Такой волоките способствует как отсутствие ведомственного контроля, так и ненадлежащий прокурорский надзор.

Продолжает оставаться неудовлетворительным качество предварительного расследования.

Прокурорами отменено почти 2,9 тыс. (2468) постановлений о приостановлении и 237 (196) – о прекращении уголовных дел – значительно больше, чем в предыдущем году.

Количество дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования, увеличилось на 13% (с 286 до 330), а число дел, возвращенных судами прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, - на 40% (с 43 до 72).

Последовательно реализовывались принципы процессуальной экономии, в частности установка по прекращению уголовных дел по нереабилитирующим основаниям на досудебной стадии. Следствию УМВД это не нравится. Тем не менее, по результатам расследования прекращено 1573 дела, тогда как в предыдущем году - 1086.

Однако, в Верхнетоемском, Виноградовском, Коношском, Ленском, Плесецком, Шенкурском районах число дел, прекращенных в ходе расследования, снизилось.

Непонятна ситуация в Вилегодском районе, может быть прокурор Шпанов Денис Геннадьевич пояснит, - в 2015 г. в таком порядке прекращено 1 дело, в 2016 г. - ни одного, при том, что в суде - 22.

Принимались меры, направленные на повышение результативности работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями. Вместе с тем, на досудебной стадии по делам, оконченным следователями, ущерб возмещен в размере лишь 52%, дознавателями - 66% от причиненного, что значительно меньше показателей, предусмотренных Государственной программой «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которые составляют - 77 и 86% соответственно.

На межведомственном совещании 11.11.2015 принято серьезное и назревшее решение об уголовно-правовой оценке противоправных действий руководителей предприятий ЖКХ при расчетах за энергоресурсы, по таким фактам возбуждено 24 уголовных дела (по ст.ст. 165 и 201 УК РФ), все они взяты на контроль прокурорами.

Однако к настоящему времени из них только 1 направлено в суд, вынесен обвинительный приговор, 7 прекращены, 5 приостановлены, 11 расследуются, задолженность погашена на сумму 26,7 млн. руб.

Очевидно, что с учетом социальной значимости проблемы, ее особой актуальности для региона работа по этим делам надзорными мерами должна быть активизирована.

Прокурорами обеспечивался надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе о профилактике подростковой преступности. Эти вопросы рассмотрены на коллегии с участием председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних, руководителей органов системы профилактики, определены системные проблемы и пути их разрешения.

Надзорными мероприятиями выявлено более 5,5 тыс. нарушений, принято около 1,5 тыс. мер реагирования, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 860 должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 6 уголовных дел.

В результате и этих мер, наметившиеся тенденции снижения подростковой преступности удалось сохранить, количество преступлений, совершенных детьми уменьшилось почти на 20%, а их удельный вес с 7,5 до 6,5%, но что по-прежнему выше, чем в РФ (4,5%), и СЗФО (5,4%).

Вместе с тем ухудшилась ситуация в Вельском, Каргопольском, Красноборском, Шенкурском районах, где напротив отмечается значительный рост таких преступлений и их удельный вес, при этом рядом прокуроров надзор в данной сфере ослаблен, координационная деятельность безрезультативна, бездействию органов профилактики надлежащая оценка не дается.

Допускаются нарушения при расследовании уголовных дел о преступлениях подростков, 47% из них расследуется свыше сроков, предусмотренных УПК.

До настоящего времени не раскрыто покушение на инкассаторов в центре г. Архангельска у торгово-развлекательного комплекса Титан-арена, совершенное еще в декабре 2015 г. предположительно с участием несовершеннолетнего и, наверное одно из немногих от начала и до конца заснятое 8 – ю видеокамерами наружного наблюдения.

Особое внимание уделялось обеспечению безопасности детей при проведении летнего оздоровительного отдыха, - с учетом трагедий в Карелии и Красноборском районе.

Проверками, проведенными с привлечением органов контроля, в данной сфере выявлены многочисленные нарушения, приняты меры реагирования, возбуждено уголовное дело, закрыто 2 детских лагеря (в Плесецком районе), в 1 (на о. Соловецкий) отменены мероприятия на водных объектах.

Эти вопросы и в дальнейшем постоянно должны быть в поле зрения прокуроров.

На постоянном контроле находились вопросы приобретения жилья для детей-сирот, практически полностью освоены выделенные на эти цели бюджетные средства – более 182 млн. руб., приобретено 150 квартир.

По предложению прокуратуры, при обсуждении проекта областного закона о бюджете на 2017 г., при имеющемся дефиците средств, финансирование на эти цели увеличено с 50 до 77,6 млн. руб.

Работу на данном направлении следует продолжать.