2017
30июн
Выступление заместителя прокурора области Сергея Акулича на расширенном заседании коллегии прокуратуры области по вопросу «О состоянии исполнения законодательства при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов»

Уважаемые коллеги!

 В соответствии с п. 13 плана прокуратуры Архангельской области проведена проверка исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов.

Вопросы, связанные с проведением капитального ремонта общего имущества, всегда остро стояли на повестке дня ввиду отсутствия на это средств.

Создание региональных операторов и возложение на собственников обязанности по уплате взносов, вызвало большой общественный резонанс. Его создание являлось предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. Споры на эту тему не утихают до сих пор, правда альтернативных путей решения накопившихся проблем никто не предлагает.

С уверенностью можно сказать, что предложенный законодателем механизм уже решил одну из проблем – финансирование. Только в нашем субъекте с ноября 2014 года собрано более 2 млрд. руб.

В области в целях реализации возложенных на регион полномочий 23.12.2013 создан региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», учредителем которого является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, утверждена его штатная численность – 67 человек, на его содержание ежегодно бюджетом области предусматривается более 70 млн. руб., принята программа капитального ремонта, состоящая из 10 этапов, а также вся необходимая нормативная правовая база (областной закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных, расположенных на территории Архангельской области», постановлением Правительства области утвержден минимальный размер взноса на капитальный ремонт и другое).

К исполнению программы капитального ремонта фактически регион приступил в 2015 г.

 *****

Согласно сведениям общественного Народного Фронта, размещенным в сети Интернет, Архангельская область занимает только лишь 39 место из 85 в рейтинге регионов по исполнению программы капитального ремонта и 6 – по Северо-Западному федеральному округу.

*****

Основной и единственной задачей Фонда является капитальный ремонт многоквартирных домов, его ответственность за сроки и качество ремонта предусмотрена законом.

Безусловно, для выполнения этих работ необходимо осуществлять начисление и сбор средств собственников, проводить конкурсные процедуры на заключение договоров, но все это должно делаться с одной целью – ремонта домов.

Оценка деятельности регионального оператора может быть дана только по конкретным результатам, однако надзор свидетельствует о другом: в 2015 году из 180 договоров в срок выполнены только 54 или 30 %, в 2016 году – из 242 договоров исполнены в срок 62 или 25 %, что свидетельствует о невыполнении в нашем регионе постановленной законодателем перед Фондом задачи. Отдельные дома ремонтируются годами.

Например, в г. Мирный третий год идет ремонт внутридомовой инженерной системы в доме 41 по ул. Ленина, 14 «а» по ул. Гагарина, второй год – кровли в доме 5 по ул. Овчинникова.

Конечно, есть трудности во взаимодействии с собственниками, управляющими компаниями, муниципальными образованиями, однако эти проблемы не анализируются и не решаются, а используются Фондом в качестве оправдания перед руководством области. Кроме того, имеют место факты, когда Фонд сам призывает подрядные организации отказаться от ремонта в случае, если хотя бы один собственник не предоставит допуск к общему имуществу в своих квартирах. Хотя видится, что этот вопрос решать надо по другому – работать с собственниками, вплоть до обращения в суд о понуждении их обеспечить такой допуск.

Анализ состояния законности в рассматриваемой сфере, проведенный прокуратурой, свидетельствует о том, что одна из причин несвоевременного ремонта – ненадлежащая организация работы. Сегодня почти середина лета, а заключено договоров на выполнение всего 422 видов работ из 814 или 52 % запланированных. В отношении 392 видов работ проводятся конкурсные процедуры. Подобная сложившаяся практика порочна, все конкурсные процедуры должны быть закончены к 1 мая, чтобы в весенне-летний период выполнить весь объем предусмотренных работ на текущий год.

Считаю, что если министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области и сам региональный оператор не определятся с приоритетами, не поменяют сложившуюся практику организации работы, мы по-прежнему будем констатировать факты несвоевременного выполнения договоров.

 *****

Действующая программа капитального ремонта предусматривает ремонт более 14 тысяч домов, чтобы ее исполнить в среднем в год течение 30 лет должно ремонтироваться более 450 домов, при этом отремонтированные в 2015, 2016 годах дома должны прослужить как минимум эти 30 лет. Однако надзорная деятельность свидетельствует, что не только сроки, но и качество ремонта оставляет желать лучшего.

Так, подрядной организацией в ноябре 2016 года проведен капитальный ремонт кровли дома 28 по ул. 50-летия Октября в
г. Новодвинске. Работы приняты и оплачены в размере около
1,5 млн. руб. Как видно на слайде, на отремонтированной кровле имеются трещины, сколы, сквозные дыры, в результате атмосферные осадки проникают в чердачное помещение, разрушая общедомовое имущество, и соответственно в квартиры. Даже не являясь специалистом или работником Фонда, можно увидеть эти дефекты.

По этому факту по материалам проверки прокуратуры
города Новодвинска следственным органов вчера – 26 июня возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Другой пример, в ходе капитального ремонта в доме 25 по
ул. Победы в городе Архангельске допущено нарушение производства работ, в результате произошло смещение осей свай и элементов окладных венцов от проекта, имеются глубокие трещины в венцах и др. Эти недостатки, как пояснили работники управляющей организации, видны были при приемке работ, о чем сообщено представителям Фонда. Несмотря на это работы подрядной организации приняты и оплачены в размере 1,1 млн. руб.

По данному факту прокуратурой города Архангельска материалы проверки направлены в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Примеры некачественно проведенных работ либо вовсе их непроведения можно перечислять долго, такие факты имели место в Няндомском, Плесецком, Устьянском районах, в городе Мирный. По всем случаям организованы процессуальные проверки.

Возмутительным случаем использования Фондом средств собственников явился капитальный ремонт кровли в домах 9, 15 по
ул. Матросов в г. Коряжме на сумму почти 3 млн. руб., сданного в декабре 2016 года, а в мае 2017 года эти дома специализированной организацией признаны подлежащими сносу при нецелесообразности проведения капитального ремонта. По материалам проверки прокуратуры города Коряжмы следственным органом 19 июня текущего года возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Указанное свидетельствует о наличии системной проблемы без решения которой задачи, поставленные перед органами исполнительной власти, не выполнить, однако реальных предложений ни региональный оператор, ни его учредитель не предлагают.

Кроме того, несмотря на многочисленные выезды сотрудников Фонда на объекты, реального влияния на исправление ситуации это не оказывает, отсутствует принципиальность Фонда к недобросовестным подрядным организациям, при явных нарушениях мер к расторжению договоров не принимается либо используется избирательный подход, при котором с одной и той же подрядной организацией при нарушении сроков по трем договорам более чем на полгода расторгнут только один договор (в 2016 г. с «Организатор» заключено 3 договора на ремонт домов в г. Северодвинске, срок их исполнения истек еще в августе 2016 г., однако договор расторгнут только по одному дому).

Аналогичный выборочный подход применяется при взыскании с подрядных организаций неустойки за нарушение сроков исполнения договоров, проводимая претензионно-исковая работа неэффективна – предъявленные к оплате в досудебном порядке 30 млн. руб. в виде штрафных санкций подрядчиками оставлены без внимания, по взысканным судом 7,5 млн. руб. реально выплачено лишь 24 %.

Помимо этого сведения в Архангельский УФАС России о подрядчиках, с которыми договоры расторгнуты по инициативе регионального оператора, с целью включения их в реестр недобросовестных подрядных организаций для недопустимости дальнейшего их участия в конкурсных процедурах вовсе не направляются.

С правоохранительными органами взаимодействие Фондом не налажено, информация о возможных хищениях со стороны подрядных организаций не направляется.

 *****

Контролирующим органом регионального оператора является государственная жилищная инспекция области, которая обладает правом на проверку его деятельности с любой периодичностью. Однако в 2015, 2016 годах такие проверки проведены только дважды, активно реализовывать этих полномочия начала после внесения прокуратурой области руководителю инспекции представления. Сейчас проведено уже около 20 проверок.

По данным этого органа с учетом сведений органов местного самоуправления ежегодно (до 1 ноября) осуществляется актуализация программы капитального ремонта. Однако в прошлом году они безответственно отнеслись к своим обязанностям, не предоставив в Фонд сведения о состоянии 5,5 тысяч домов, а это 37 % от общего количества включенных в программу, в результате их сбор осуществлял непосредственно региональный оператор. Указанное осталось без внимания прокуроров, меры реагирования приняты только в ходе настоящей проверки.

Органом управления, обладающим надзорными функциями в отношении регионального оператора, является попечительский совет. С 2015 г. с момента его создания заседания не проводились, соответственно деятельность Фонда им не проверялась и не анализировалась, лицо, уполномоченное собирать заседания, отсутствует.

Таким образом, реального влияния на исправление складывающейся ситуации этот орган управления, равно как и учредитель Фонда не оказывает, несмотря на то, что субъект несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Ранее мной отмечено, что Фонд собрал уже более 2 млрд. рублей, и такая сумма, безусловно, находится под пристальным вниманием разного рода мошенников, однако правоохранительная система этой проблемой еще не озаботилась, как, впрочем, и прокуроры, которыми в следственные органы направлено 10 материалов, в том числе по событиям прошлого года, только в ходе настоящей проверки (возбуждено уголовное дело). При отсутствии выявленных преступлений правоохранительными органами, прокурорами оценка их деятельности не дается.

 *****

Положительная динамика наблюдается в сборе средств на капитальный ремонт. Если в 2015 г. собираемость составляла 66 %, то настоящее время она возросла до 80 %. Вместе с тем сегодня в Фонд не поступило более 500 млн. руб. Исковая работа Фондом в этом направлении проводится ненадлежащим образом, в 2016-2017 годах в суд направлено исковых заявлений только на сумму более
23 млн. руб.

Собираемость платежей органов местного самоуправления остается фактически на прежнем уровне и составляет 87 % (в 2016 г. – 86 %), однако в судебном порядке меры по взысканию этой задолженности Фондом к органам местного самоуправления принимается в единичных случаях.

Учитывая, что до стопроцентной собираемости еще далеко, прокурорам при работе с проектами бюджетов необходимо инициировать включение в их расходную часть затраты на оплату взносов за капитальный ремонт.

 *****

Выявлены в ходе проверки незаконные правовые акты, в том числе действие порядка проведения мониторинга технического состояния домов, полномочия по принятию которого от министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства перешли в Правительство области (новый порядок разработан, находится на согласовании в правовом департаменте). Приняты меры реагирования.

К примеру, главой администрации муниципального образования «Ровдинское» в 2016 году установлен минимальный размер вносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда, что является исключительной компетенцией субъекта. По протесту прокурора Шенкурского района незаконный акт отменен.

 *****

Внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения, вступающие в силу с 1 июля текущего года, направлены на улучшение ситуации с недобросовестными порядными организациями, а именно:

к выполнению капитального ремонта региональный оператор обязан привлекать только лиц, являющихся членами саморегулируемой организации;

членами самоурегулируемой организации могут быть только лица, осуществляющие капитальный ремонт, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована саморегулируемая организация, у нас это «Союз профессиональных строителей»;

формируется компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, который служит способом обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации;

введен обязательный контроль самоурегулируемой организации за деятельностью своих членов.

Вступление в силу этих изменений, действенный контроль со стороны саморегулируемой организации позволит повысить своевременность и качество провидимых ремонтов.

Неурегулированным остается вопрос взаимодействия регионального оператора с самоурегулируемой организацией в части обмена информацией о заключенных договорах для осуществления контроля за своими членами. В этой связи отделу по надзору за исполнением федерального законодательства необходимо инициировать внесение в нормативные правовые акты Архангельской области соответствующих изменений.

 В целях решения обозначенных проблем, вашему вниманию предлагается проект решения коллегии.