2017
08авг
Выступление заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

Уважаемые Виктор Анатольевич, коллеги!

В первом полугодии 2017 года органы прокуратуры области ориентированы на укрепление законности и правопорядка в регионе, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства, обеспечение законности в сфере экономики и экологии.

В рамках установленного регламента невозможно затронуть всех направлений «общенадзорой» деятельности органов прокуратуры, остановлюсь лишь на основных и значимых результатах, проделанных прокурорами в истекшем полугодии, имеющихся проблемах, которые надлежит решать в дальнейшем.

Работа строилась на основании организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры, решений коллегии прокуратуры области и постановлений координационного совещания руководителей правоохранительных органов области.

Первоочередные задачи также нашли свое отражение в сохраняющем свою актуальность итоговом решении коллегии прокуратуры области по результатам работы за 2016 год. Для их реализации за первые 6 месяцев текущего года проведено 65 плановых и внеплановых проверок (за весь 2016 год – 100).


 

Проверками выявлено почти 15 тысяч нарушений закона. Опротестовано около 1,8 тысяч незаконных актов, по мерам реагирования к различным видам ответственности привлечено 1825 виновных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 54 уголовных дела.


 

Особое внимание, как и прежде, прокурорами уделялось исполнению законодательства в сфере экономики, наиболее важными оставались вопросы соблюдения социальных прав граждан – основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты им заработной платы, необеспечения жильем, медицинской помощью, лекарствами, качественными коммунальными услугами.

*****

Приоритетными из них являлись права социально-незащищенной категории граждан.

На сегодняшнем этапе это важная часть надзорной деятельности, поскольку в тех же непростых условиях развития экономики страны при решении вопросов о сокращении финансирования социально-экономических программ в первую очередь ущемлению подвергается эта категория граждан.

Финансирование социальных программ с 2015 года сократилось на 42 % и составило в 2017 году 19,6 млн. руб. И даже эти деньги умудряются расходовать неэффективно.

Онежским межрайонным прокурором вскрыт факт приобретения главным врачом районной больницы лестничного подъемника, не способного удовлетворить нужды инвалидов.

Подобные нарушения выявлены прокурорами Вилегодского, Пинежского районов, ЗАТО город Мирный и другими.

Однако несмотря на это и значительное количество поступающих в прокуратуру области обращений о нарушении прав инвалидов на лекарственное обеспечение, беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструк­туры прокурорами Виноградовского, Красноборского, Ленского и Няндомского районов нарушения не выявляются.

Меры административного воздействия к виновным применяются крайне редко!

Считаю необоснованно забыта проблема обеспечения пожарной безопасности в специализированных социальных учреждениях, в первую очередь с круглосуточным пребываем людей. Таких объектов в области насчитывается 128. 

К сожалению и прокуроры при исполнении своих должностных обязанностей не проявляют принципиального подхода к разрешению проблем граждан.

В своем докладе по итогам работы за 2016 год я приводил пример равнодушия прокурора Плесецкого района к проблеме инвалида-колясочника, и снова проявлено подобное отношение, только уже прокурором Холмогорского района, которым необоснованно отказано в удовлетворении обращения пенсионеров – бывших работников уголовно-исполнительной системы о незаконном приостановлении им социальных выплат. При разрешении обращения депутата Государственной Думы Вторыгиной Е.А. об оспаривании бездействия прокурора вскрылась проблема регионального масштаба, и только после вмешательства аппарата права 390 пенсионеров восстановлены.

А мы, что сами без депутатов и Президента не в состоянии разобраться и навести порядок на вверенной нам территории?!

В этой связи требую от прокуроров изменить подходы к разрешению обращений граждан, исключить «местечковое» мышление и желание отмахнуться от их проблем!

В противном случае спрос будет жестким!

*****

По-прежнему актуальными остаются проблемы граждан –участников долевого строительства.

С начала текущего года увеличилось с 8 до 10 количество проблемных объектов и пострадавших «дольщиков» (с 293 до 383, все в городе Архангельске).

В настоящее время в регионе 90 застройщиками с привлечением средств (более 4,5 тыс.) граждан возводится 137 многоквартирных домов, наибольшее их число строится в городах Архангельске (65) и Северодвинске (40), при этом всеми прокурорами в истекшем полугодии выявлено лишь 25 нарушений закона, что явно не соответствует состоянию законности в этой сфере.

В городе Архангельске выявлен факт выдачи администрацией города Архангельска разрешения на ввод дома № 22 по улице Карла Либкнехта в эксплуатацию без фактического завершения работ по его подключению к системам инженерной инфраструктуры. В результате халатности местных чиновников нарушены права 72 дольщиков, а водоснабжение дома на протяжении уже более 5 лет обеспечивается временным водопроводом. И такой дом не единственный!

Данный вопрос поставлен на контроль, прокурору города поручено в целом проанализировать ситуацию, связанную с соблюдением прав дольщиков с принятием адекватных мер реагирования, в том числе уголовно-правового характера.

Однако существующие проблемы касаются не только областного центра.

По нашей информации в Котласе и Коряжме с грубыми нарушениями закона ведется массовое строительство домов с привлечением средств граждан по соглашениям о намерениях и договорам займа, то есть вопреки требованиям 214 Федерального закона.

Не исключены аналогичные схемы и в иных муниципальных образованиях области.

Поэтому предлагаю прокурорам проанализировать складывающуюся при строительстве многоквартирных домов ситуацию, при установлении подобных фактов, в том числе решать вопрос о привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 200.3 УК РФ.

*****

Прокурорами исполняются задачи, поставленные Генеральным прокурором в сфере защиты бизнеса, ежегодно при формировании сводного плана проверок хозяйствующих субъектов почти треть изначально предложенных контролерами необоснованных мероприятий исключаются, а при рассмотрении их предложений о проведении внеплановых проверок в 58 % случаях (100) они отклонены.

Однако очевидно, что сегодня у бизнеса иные проблемы, препятствующие их развитию, о которых не принято говорить.

Одна из них – это чиновники!

Контракты заключаются без торгов с заранее известным кругом лиц, приближенным к власти «протеже» выделяются привлекательные по своей прибыльности земельные участки, выдаются разрешения на строительство коммерческой недвижимости и комфортного бизнес-жилья. В результате ущемляются права иных хозяйствующих субъектов, ограничивается конкуренция на рынке услуг.

Так, подведомственное агентству по спорту области ГАУ «Поморье» без проведения предусмотренных законом торгов за бюджетные 48 млн. руб. пользуется услугами индивидуального предпринимателя в плавательном бассейне «Водник». Незаконная сделка прокуратурой области оспорена в суде, материалы проверки направлены в антимонопольный орган. 

Подобные случаи имелись в подведомственном региональному министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса ГАУ «Единый лесопожарный центр».

Массовый характер таких же нарушений, я уверен, есть в каждом районе области, однако прокуроры почему-то их своевременно не пресекают!

По-прежнему выявляются факты хищения бюджетных средств, выделяемых для создания и развития бизнеса.

Только за три прошедших года по материалам аппарата прокуратуры области следственными органами возбуждено 13 уголовных дел, ущерб областному бюджету составил свыше 26 млн. руб.

Единственный случай хищения муниципальных средств вскрыт только Котласским межрайонным прокурором.

Безусловно, совершение этих преступлений невозможно без участия должностных лиц органов власти!

Несмотря на принимаемые меры, кардинальным образом не удается решить проблему в сфере расчетов за исполненные предпринимателями государственные и муниципальные контракты! Такая задолженность остается высокой и составляет 204 млн. руб.

Отстаивая интересы бизнеса в силу предписаний приказа Генерального прокурора № 53 не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами.

Поэтому вторая не менее важная и требующая принятия мер прокурорского реагирования проблема – нелегальный бизнес.

Работа в этой сфере начата!

По фактам регистрации коммерческих организаций на подставных лиц на учет поставлено 33 преступления. Эти деяния вскрыты в городах Архангельске, Новодвинске, Коряжме, Вельском, Котласском и Няндомском районах.

Бесспорно, что создание таких фирм преследует единую цель – совершение преступлений и правонарушений, извлечение сверх прибыли!

Однако несмотря на жесткие установки аппарата, изложенные в постановлении координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 2 ноября 2016 года, другие прокуроры совместно с органами полиции в эту работу не включились! Решение данной проблемы нельзя откладывать на завтра!

Осуществляя надзорные полномочия в сфере защиты бизнеса прокуроры не всегда проявляют государственный подход!

Так, по требованию прокуратуры города Северодвинска администрацией города приняты меры к сносу незаконно возведенных помещений ООО «Фирма «Ремстройуслуги», используемых для предоставления услуг автосервиса. Однако вопрос возможности легализации существующего на протяжении 10 лет бизнеса, налоговые отчисления от которого ежегодно составляют почти 2 млн. руб., и где осуществляют трудовую функцию 20 граждан, прокурором не рассматривался.

Аналогичные необдуманные действия приняты Приморской межрайонной прокуратурой, инициировавшей привлечение к административной ответственности ООО «СК «Северо-Запад» за размещение на земельном участке сельхозназначения строительного вагончика. Штраф за данные действия достигает 700 тыс. руб.

При этом ранее вопросы эффективного и рационального использования этого участка на протяжении нескольких десятков лет зарастающего бурьяном ни кого не волновали! А как только инвестор приступил к строительству – появился прокурор-«защитник бизнеса»!

С 6 августа вступает в силу 189 Федеральный закон, устанавливающий административную ответственность (ст. 7.32.5 КоАП РФ) должностного лица заказчика за нарушение срока и порядка оплаты, а также необеспечение авансирования государственного или муниципального контракта.

Санкция предусматривает штраф от 30 до 50 тыс. руб., за повторное правонарушение – дисквалификацию до двух лет!

Я призываю прокуроров, имея в руках новый механизм воздействия, не делать из него «орудие массового уничтожения» руководителей местных органов, не допускать возбуждения дел об административных правонарушениях по формальным основаниям.

В каждом конкретном случае такого нарушения выяснять истинные причины сложившейся ситуации! 

*****

С учетом приоритетного экологического развития страны организована реализация утвержденного 24 марта 2017 года прокурором области Плана работы органов прокуратуры области по исполнению экологического законодательства в Год экологии.

Надзорная деятельность направлена в первую очередь на полноту принимаемых мер уполномоченными контролирующими органами, а также пресечение фактов незаконной рубки древесины, добычи общераспространенных полезных ископаемых, приняты меры для обеспечения населения качественным питьевым водоснабжением, пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах и другие.

Принятые прокурорами меры реагирования способствовали продолжающейся положительной динамике снижения долгов за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду, размер которых снизился более чем на 10 млн. руб. (со 124 млн. руб. до 114 млн. руб.).

Подобные подвижки наметились в сфере расчетов за аренду лесных участков – задолженность сократилась на 20 млн. руб. (с 224 до 204 млн. руб.).

Настойчивая позиция прокуратуры и принятые в этой связи меры реагирования к региональному Правительству позволили исключить «псевдо» инвестиционный проект в области освоения лесов ООО «Поморский лесной технопарк» из перечня приоритетных и предотвратить причинение ущерба государству (на сумму около 100 млн. руб.).

В этой связи Архангельскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо дать уголовно-правовую оценку действиям должностных лиц названного общества!

Проведены проверки организации органами местного самоуправления обеспечения населения качественным питьевым водоснабжением. Отмечено его наибольшее несоответствие предъявляемым параметрам в Виноградовском, Красноборском, Котласском, Ленском, Няндомском, Пинежском и Холмогорском районах, в связи с чем прокуроры отслаивали интересы граждан в судебном порядке. Эту работу стоит продолжить, добиваясь реального устранения нарушений.

Вскрыты случаи незаконного использования общераспространенных полезных ископаемых, по материалам прокурорских проверок возбуждены и расследуются уголовные дела либо проводятся процессуальные проверки по фактам незаконной добычи песка на территории областного центра, Котласского, Красноборского и Приморского районов, приняты меры по взысканию причиненного государству ущерба в судебном порядке.

Учитывая важность экологической темы для нашего региона необходимо продолжить выполнение мероприятий Плана работы органов прокуратуры в этой сфере.

Кроме того, для реализации установок Генеральной прокуратуры в настоящее время аппаратом организована проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, ее результаты подлежат рассмотрению на заседании коллегии прокуратуры области уже в сентябре этого года.

В этой связи прошу отнестись к этому мероприятию добросовестно и организовать проверку на должном уровне.

*****

Заканчивая свое выступление, обращаю внимание прокуроров на принятие организационных и практических мер, направленных на обеспечение законности в период проведения избирательных кампаний и непосредственно самих выборов в органы местного самоуправления в единый день голосования – 10 сентября 2017 года.

При организации надзора за процессом подготовки муниципальных образований к предстоящему отопительному сезону необходимо продолжить дальнейшую реализацию протокольного решения постоянно действующей межведомственной рабочей группы прокуратуры области от 11.11.2015, нацеленного на изменение сложившейся ситуации в сфере расчетов за энергоресурсы, а также пункта 1.4 итогового решения коллегии прокуратуры области по результатам работы за 2016 год – уделять внимание качеству поставляемого в регион топлива и ценообразованию на него.