2017
08авг
Выступление начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Нины Мороз на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

О мерах по противодействию коррупции
и антикоррупционных приоритетах

 

По результатам прокурорских проверок выявлено более 1,5 тыс. нарушений закона, для устранения которых принято свыше 600 актов прокурорского реагирования, по рассмотренным мерам к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 185 лиц, возбуждено 6 уголовных дел коррупционной направленности.

С учетом разъяснений и рекомендаций Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отраженных в информационных письмах от 21.04.2017,  16.05.2017, 02.06.2017 приняты меры по исключению учета в надзорной деятельности показателей, не относящихся к сфере противодействия коррупции, содержащих только предположения о возможных фактах коррупции.

Анализ результатов прокурорской деятельности по приоритетным направлениям, закрепленным в организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры Российской федерации, показал, что не все прокуроры смогли переориентироваться и изменить подходы к организации прокурорского надзора: с фиксации малозначительных нарушений на выявление  общественно-опасных деяний, требующих прокурорского вмешательства.

Прокурорами не уделяется должного внимания вопросам  пресечения коррупционных правонарушений в сферах бюджета, закупок товаров, работ, услуг, использования государственного и муниципального имущества, т.е. в сферах, наиболее коррупционноемких, в том числе в деятельности поднадзорных государственных и муниципальных учреждений.

Между тем, за 6 мес. 2017 г. правоохранительными органами области выявлено    57 (20, рост +185%) преступлений коррупционной направленности, совершенных работниками государственных и муниципальных предприятий и учреждений, из них только в двух случаях уголовные дела возбуждены по результатам прокурорских проверок.

Прокурорам необходимо проанализировать причины и условия, способствующие подобным коррупционным проявлениям, и принять по ним меры реагирования. Результаты предлагается отразить в докладных записках об организации исполнения законодательства о противодействии коррупции по итогам работы за 9 мес. 2017 г. 

На постоянной основе проводятся проверки исполнения поднадзорными органами государственнрой власти и местного самоуправления требований антикорруцпионного законодательства.

Случаи сокрытия государственными служащими доходов и имущества выявлены в территориальных органах МВД России, ФСИН России, Росздравнадзора, администрации области, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области, агентства записи актов гражданского состояния области, органах местного самоуправления. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Обеспечено проведение проверок исполнения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». По результатам прокурорских проверок выявлено 9 нарушений законодательства, допущенных при предоставлении государственными и муниципальными служащими сведений о произведенных расходах по приобретению дорогостоящего имущества, внесено 2 представления о проведении служебных проверок в отношении 4 лиц, по их результатам 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по протестам прокуроров отменен 1 незаконный правовой акт. Оснований для направления заявлений в суд об обращении имущества в доход государства не установлено.

По результатам надзорной деятельности  за нарушения законодательства о противодействии коррупции уволено в связи с утратой доверия 6 (1) государственных и муниципальных служащих, в том числе:

2 – федеральных государственных служащих Управления Росприроднадзора на основании информации Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры;

1 – государственный служащий субъекта РФ по представлению прокуратуры области;

3 – муниципальных служащих (2 - по представлению Приморской межрайонной прокуратуры, 1 – прокуратуры Коношского района).

Прокурорами при внесении мер реагирования допускается постановка в них вопроса об ответственности в виде увольнения либо прекращения полномочий в связи с утратой доверия, несмотря на малозначительность допущенных нарушений, что делает невозможным исполнение таких требований, подрывает авторитет органов прокуратуры.

В ряде прокуратур сложилась порочная практика постановки в актах прокурорского реагирования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов представительных органов при малозначительности допущенных нарушений.

При этом, более 70 депутатов представительных органов в Вельском, Виноградовском, Котласском, Лешуконском, Няндомском, Онежском, Пинежском, Плесецком, Шенкурском районах согласно информации, размещенной в сети «Интернет», в текущем году вовсе не представили сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако информация о таких фактах и принятых в связи с этим мерах прокурорского реагирования отсутствует.  Горрайпрокурорам необходимо в кратчайшие сроки принять меры.

Предлагается впредь при принятии актов прокурорского реагирования по фактам нарушений антикоррупционного законодательства депутатами представительных органов, главами администраций муниципальных образований и руководителями муниципальных образований, их проекты предварительно согласовывать с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Повсеместно прокурорами в коммерческих организациях выявляются нарушения законодательства о противодействии коррупции при привлечении к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих без уведомления об этом соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления.

По постановлениям прокуроров 21 (4) лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло в 5 раз.

12 дел об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ находятся на рассмотрении.

Следует отметить, что горрайспецпрокурорами не уделяется должного внимания данным вопросам. Несмотря на заключенное соглашение Генеральной прокуратуры Российской Федерации с Пенсионным фондом России о взаимодействии по вопросам противодействия коррупции, только из трех прокуратур в 1 полугодии 2017 г. в прокуратуру области поступали соответствующие запросы для направления в Отделение Пенсионного фонда России по Архангельской области, а возбуждение дел об административных правонарушениях в большинстве случаев стало следствием реализации материалов проверок, поступивших из прокуратуры области.

Из наложенных судами в 1 полугодии 2017 г. штрафов по  ст. 19.29 КоАП РФ на общую сумму 970 тыс. руб. реально уплачено только 20 тыс. руб. (2 %). Прокурорам необходимо безотлагательно разобраться в причинах и во взаимодействии со службой судебных приставов принять меры к реальному взысканию задолженности.

Повсеместно коммерческими организациями игнорируются требования законодательства о внедрении в практику работы антикоррупционных стандартов.

В отчетном периоде за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ привлечено 3 организации, наложено штрафов на сумму 2 млн. руб., взыскано штрафов в размере 2 млн. руб. Это результаты работы прокуратур        г. Архангельска и Приморской межрайонной. 

Приняты меры по расторжению трудовых договоров, заключенных с нарушением антикоррупционных запретов и ограничений.

Коряжемским городским судом 01.02.2017 удовлетворен иск прокурора города о расторжении трудового договора, заключенного ОАО «Группа «Илим» (далее – общество) с бывшим начальником полиции МОМВД России «Котласский» Поляковым Е.В., которому ранее аттестационной комиссией УМВД России по области было отказано в даче согласия на замещение должности в данной коммерческой организации (в его должностные обязанности по ранее занимаемой должности входили функции по осуществлению контроля за деятельностью отдела ЭБиПК МОМВД России «Котласский»). Решение суда оставлено без изменения Архангельским областным судом по результатам рассмотрения жалобы общества. Решение суда исполнено, трудовой договор расторгнут.

Предлагаю прокурорам изучить данную судебную практику и использовать ее в надзорной деятельности.

В 1 полугодии 2017 г. на 46 % (с 212 до 394) возросло количество нарушений законодательства коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако, несмотря на столь значительные показатели работы, по результатам прокурорских проверок в органы предварительного расследования не направлено ни одного материала в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По результатам работы прокуратур г. Новодвинска, г. Северодвинска, Верхетоемского, Вилегодского, Коношского, Красноборского, Каргопольского, Лешуконского, Няндомского, Устьянского, Шенкурского районов не возбуждено ни одного дела об административном правонарушении коррупционной направленности. К примеру, прокуратурами Мезенского района возбуждено 3 дела об административных правонарушениях коррупционной направленности, Пинежского района – 4.

В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования материалы направлялись только 6 прокуратурами (г. Коряжмы,     г. Северодвинска (2 материала), Няндомского, Плесецкого, Холмогорского районов, Архангельской прокуратурой по надзору за исполнением законов на ОРО).

В 1 полугодии 2017 г. выявлено 177 преступлений коррупционной направленности, основную массу преступлений – 76 или 42,9% от всего количества выявленных преступлений коррупционной направленности составило взяточничество.

Эти результаты достигнуты усилиями субъектов оперативно-розыскной деятельности.

По фактам взяточничества в крупном размере в сфере закупок возбуждено уголовное дело в отношении главы МО «Котласский муниципальный район» Бральниной С.Н., заведующего отделом внешних и общественных связей администрации указанного образования Альхимовича С.Н. и бывшего начальника управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации Шумилова А.В.

Привлечен к уголовной ответственности за взяточничество в особо крупном размере при проведении аукционов заместитель руководителя МТУ Росимущества в области и НАО Шмырев М.В.

Направлено в суд уголовное дело в отношении депутата Архангельской городской Думы МО «Город Архангельск» Алиева Г.А.о., получившего взятку в крупном размере за оказание содействия в получении должности и удостоверения помощника депутата Архангельской городской Думы МО «Город Архангельск».

При незначительном количестве дел оперативного учета (далее – ДОУ) о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, качество оперативно-розыскной деятельности не отвечает предъявляемым требованиям – более половины ДОУ о преступлениях коррупционной направленности заканчиваются как нереализованные.

Отсутствие значимых результатов работы напрямую связано с нарушениями, допускаемыми по ДОУ о преступлениях коррупционной направленности.

В подразделениях органов внутренних дел, обслуживающих Верхне-тоемский, Виноградовский, Каргопольский, Лешуконский, Мезенский и Шенкурский районы области, работа по выявлению преступлений коррупционной направленности не ведется, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих ДОУ и возбужденных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по материалам территориальных органов внутренних дел.

При этом прокурорами указанных районов не принимались меры, направленные на исправление сложившейся ситуации.

Во  2-м полугодии 2017 г. необходимо сосредоточить усилия на координирующей роли прокуратуры в организации борьбы с коррупцией и межведомственном взаимодействии в целях выявления преступлений коррупционной направленности.