2017
08авг
Выступление cт. помощника прокурора области по надзору за исполнением законов о фед. безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму Николая Лаврушкина на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в I полугодии 2017 г.

«Недостатки при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности»

 

Уважаемые коллеги!

 

Проводимые 27 подразделением во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации обобщения состояния надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму показывают, что работа горрайспецпрокуроров в целом на данном направлении системных и грубых упущений не имеет.

Благодаря принимаемым органами государственной власти, местного самоуправления и органами правоохраны мерам в Архангельской области конфликты на межконфессиональной и этнической почве не возникали, тяжкие преступления по мотивам межнациональной, религиозной ненависти и вражды, а также террористические акты не совершались.

Экстремистские проявления, не связанные с размещением в сети Интернет соответствующих материалов, отмечались в единичных случаях.

Между тем проблемы и недостатки в надзорной деятельности, отмеченные еще в феврале 2015 г. координационным совещанием руководителей правоохранительных органов отчасти имеют место в настоящее время.

Несмотря на оказываемую 27 подразделением помощь, направленный обзор и информационные письма, в том числе Генеральной прокуратуры, не удается добиться единого подхода к осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму.

Так, прокурорами уделяется недостаточное внимание противодействию распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети Интернет.

Согласно статданным в истекшем полугодии прокурорами не проведено ни одной проверки средств массовой информации, тогда как в 2016 г. такие проверки были и проводились результативно.

Минимально число проверок в сети Интернет, информация об интернет-страницах, содержащих аудио- и видеофайлы, а также литературные произведения, включенные в федеральный список экстремистских материалов, направлялась в прокуратуру области только тремя прокурорами, по результатам ее рассмотрения Управлением Роскомнадзора по Архангельской области блокирован доступ к 8 интернет-страницам.

За истекшее полугодие к административной ответственности за правонарушение экстремистской направленности прокурором привлечено только одно лицо (ЗАТО г. Мирный).

В редких случаях надзирающими прокурорами осуществляется мониторинг интернет-страниц различных групп, созданных в социальной сети «ВКонтакте» практически в каждом районе – таких как «Жесть по-Архангельски», «Сплетник Котласа», «Подслушано – Каргополь, Няндома, Вельск» и так далее, на которых имеется возможность размещения экстремистских материалов и не редки экстремистские выпады.

Так, за размещение противоправных комментариев к новостным статьям на таких страницах в текущем году привлечено к уголовной ответственности 5 лиц.

Однако только прокуратурой Верхнетоемского района вскрыто предусмотренное ст. 282 Уголовного кодекса преступление, связанное с размещением жителем района комментариев, направленных на разжигание ненависти и вражды в отношении этнической группы – «кавказцы», на интернет-странице группы «Подслушано Верхняя Тойма».

На основании направленных прокурором в порядке ст. 37 УПК РФ материалов данное лицо привлечено к уголовной ответственности, дело в отношении него рассмотрено Красноборским районным судом.

Докладные записки за первое полугодие текущего года свидетельствуют, что территориальные прокуроры игнорируют необходимость проведения в образовательных учреждениях, организациях, производственных и иных аудиториях профилактических выступлений по соблюдению законодательства о межнациональных отношениях противодействии экстремизму и терроризму, не требуют этого и от поднадзорных органов.

Не носит системного характера надзор за деятельностью муниципальных антитеррористических комиссий, их проверки проведены только в 10 случаях, а нарушения выявлены в одном.

Надзорной деятельностью практически не затрагиваются муниципальные программы по противодействию экстремизму и терроризму, их исполнение проверено только 3 прокурорами (г. Новодвинск, Ленский район, ЗАТО г. Мирный) и это с учетом того, что такие программы действуют в 24 муниципальных образованиях.

Достаточно редки проверки органов внутренних дел, в их деятельности за первое полугодие 2017 г. выявлено 9 нарушений закона.

Несмотря на то, что аппаратом прокуратуры области в 2016 г. направлялось информационное письмо о практике проверок состояния готовности сил и средств органов внутренних дел к отражению террористической атаки, такие проверки прокурорами не проводились.

Также отмечается, что прокурорами не обращалось внимания на приведение уставов органов местного самоуправления и обязанностей их должностных лиц в соответствие с изменениями, внесенными в федеральный закон «О противодействии терроризму» в части наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями (ФЗ от 06.07.2016 № 374-ФЗ).

Необходимо отметить работу специализированных прокуратур.

Так, Архангельская прокуратура по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах из года в год выявляет мелкие нарушения, связанные с контрольно-пропускным режимом на поднадзорных предприятиях, тогда в ведении прокуратуры находятся критически важные и потенциально опасные объекты. Именно соблюдение требований к их технической укрепленности и оснащенности средствами охраны должно быть под вниманием прокурора.

Архангельской и Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не уделяется внимания противодействию распространения в местах лишения свободы экстремистской литературы, случаи изъятия которой становятся все чаще, в 2016 г. – 11, за первое полугодие 2017 г. – уже 10.

При этом в исправительных учреждениях мер по установлению и пресечению каналов поступления этой литературы, привлечению к ответственности лиц ее распространявших, как правило, не принимается.

Более того в текущем году в исправительной колонии выявлено совершенное осужденным преступление террористического характера, связанное с оправданием терроризма.

При расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности, грубых нарушений закона не допускается, однако в поле зрения прокуроров должно находиться исполнение органами предварительного следствия требований Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, в части информирования Росфинмониторинга о лицах, в отношении которых возбуждены уголовные дела о преступлениях экстремистской направленности и террористического характера.

Надзорная практика за расследованием уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности обобщена Генеральной прокуратурой, соответствующее информационное письмо поступило территориальным прокурорам в июле текущего года, прошу его изучить и принять к сведению.

Кроме всего сказанного хотелось бы отметить, что при внесении актов прокурорского реагирования, следует рассчитывать последствия их применения.

Так в связи с возникшими негативными последствиями для престижа органов прокуратуры, связанными с необдуманным вмешательством должностных лиц прокуратуры г. Северодвинска в деятельность муниципальной библиотечной системы, повлекшие обращение к руководству прокуратуры области депутатов областного Собрания и появление негативных публикаций в электронных средствах массовой информации, к дисциплинарной ответственности привлечен заместитель прокурора города.

 

Доклад закончил.