2018
02фев
Доклад прокурора Архангельской области Виктора Наседкина на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 01.02.2018

Уважаемые, коллеги!

Быстротечно завершился непростой прошедший год, насыщенный юбилейными событиями, среди которых 295-летие органов прокуратуры и 80-летие области. В августе мы справили 95 лет со дня образования региональной прокуратуры, заложив для потомков у входа в здание памятный камень.

Текущий год во всех его ипостасях предполагается не менее сложным, в политическом смысле важнейшим, в связи с предстоящими выборами Президента страны, где мы призваны обеспечить законность кампании.

В своем докладе я затрону наиболее важные направления проделанной работы, уделив внимания тому, как мы справились с поставленными на 2017 г. двумя главенствующими задачами.

*** Первое. Планировалось достичь реальный эффект в деле профилактики правонарушений, а также защитить имущественные и иные права и законные интересы граждан и организаций от преступности. Это смысл деятельности органов правоохраны, судебной системы и всей властной вертикали.

Казалось бы, предельно понятная для всех задача, которой, однако, до конца не прониклись, и в условиях падения жизненного уровня населения, преград преступности не поставили, оптимальных средств защиты граждан не нашли, зачастую, вследствие системных просчетов, недостаточной инициативности и профессионализма, недостаточного контроля за исполнением принятых решений.

Говорю об этом ответственно, исходя из данных анализа статистики и опыта правоприменения, который убеждает, что 4 % сокращение преступности в 2017 г., увы, не наша заслуга, а результаты действия декриминализации преступлений небольшой тяжести против имущества и здоровья человека, которых в сравнении с 2015 годом зарегистрировано по кражам меньше почти на 2,5 тысячи, а по побоям и подобным случаям – на 847! Вместе это 17 % прошлогодней преступности.

Система действующих в области силовых структур потенциально могла и должна была защитить имущественные интересы потерпевших от криминала. Однако, гражданам и организациям криминальными посягательствами нанесен колоссальный ущерб на общую сумму более 1,8 млрд. руб.!, реально возмещенный меньше, чем на 12 % (11,7 %).

На наших глазах вследствие безнаказанности в последние годы неуклонно росли случаи мошенничества, образовав сегодня массив почти в 2,5 тысячи деяний, их удельный вес с 2014 г. скакнул в 2 раза: с 6,2 до 12,7 %, при крайне низкой раскрываемости телефонных мошенничеств на уровне 4 %.

Такое положение можно охарактеризовать как полную беспомощность правоохранительной системы! И это при том, что координационным совещанием руководителей правоохранительных органов области еще в сентябре 2016 г. мы выработали целый комплекс мер, способных повлиять на оперативную обстановку. Ряд этих мер так и остались неисполненными, в том числе предоставленная законом возможность приостановления услуг связи по номерам SIM-карт и международным идентификаторам мобильного оборудования (IMEI-кодам).

Архиважное значение здесь имеет неформальная профилактика таких преступлений, донесение до каждого гражданина опасности переводов финансовых средств в «никуда».

Другой, давно назревшей проблемой, о которой говорилось многократно, является проблема противодействия преступлениям небольшой тяжести против здоровья человека, включая преступления, уголовное преследование по которым реализуется в частном порядке.

Несмотря на кажущуюся малозначительность темы, ее решение несет в себе мощный, проверенный временем потенциал профилактики особо тяжких и тяжких преступлений против личности. К сожалению, изменения уголовного закона в 2016 г. повлекли волну безнаказанного рукоприкладства не только в семье, но и в общественных местах при пассивном созерцании правоохранителей.

Судите сами: по свыше, чем 6 тысячам поступивших в 2017 г. в органы внутренних дел сообщениям о побоях, уголовные дела возбуждались только по каждому 50 (2,3 %), что само по себе вызывает определенные сомнения и опасения. Опасения оправдались, когда в Няндомском районе при проверке 53 направленных в суд и возвращенных оттуда материалов, областным аппаратом в четверти случаев инициированы возбуждения уголовных дел.

***Вторая амбициозная задача, которую мы решали в прошедшем году, предполагала достичь заметных результатов работы прокуроров по оздоровлению экономики, сохранности бюджетных средств и имущества, укреплению налоговой и платежной дисциплины.

Приведу несколько цифр, в значениях которых есть и толика прокурорского труда:

- улучшены показатели собираемости налогов и сборов в консолидированный бюджет на 15,9 млрд. руб. или почти на треть (30,1 %);

- в сравнении с 2016 г. размер задолженности по налогам и сборам снизился на 235 млн. руб. или на 4 %;

- с 216 млн. до 41 млн. руб., а это на 81 % уменьшился размер задолженности бюджетных учреждений области по страховым взносам и налоговым платежам.

Приведенные данные результат реализации совместного решения коллегий прокуратуры области и УФНС России по области, а также постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов области, касающегося вопросов выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений.

В т.г. Президентом России, в связи с годами копившимися проблемами в лесной сфере, поставлена задача вывести из тени предприятия ЛПК, и это не только задача УФНС России по области, это наша общая задача, решение которой уже начато.

***В прошедшем году прокуратура области обратила пристальное внимание на исполнение органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при учреждении подведомственных им государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных и автономных учреждений, отдача от которых должна быть гораздо весомей, в том числе и для бюджетов всех уровней.

Проведенной проверкой признано незаконными 126 целей и видов деятельности таких организаций, по искам облпрокуратуры 10 сделок по незаконной передаче предприятиями и учреждениями муниципального и государственного имущества третьим лицам признаны недействительными, 4 МУПа включены в план приватизации на т.г.,. по инициативе органов прокуратуры ликвидировано ГКУ АО «Дирекция по развитию Соловецкого архипелага», которое бездарно, а может быть и преступно (следствие покажет), осуществляло функции строительного контроля при возведении так необходимых в пос.Соловецкий водопроводных и канализационных сетей.

Этой же проверкой вскрыты случаи преступных действий руководителей МУП «Водоканал» г. Архангельска и АО «АРОИЖК», действующих вопреки интересам этих юридических лиц.

О состоянии законности проинформированы Губернатор области, Главный федеральный инспектор по области, Архангельское областное Собрание депутатов. Председателю Правительства области в связи с ненадлежащим осуществлением учредителями контрольных полномочий внесено представление. Выражаем надежду, что ситуация будет исправлена.

***Начиная с 2015 г. после принятия к исполнению протокольного решения межведомственной рабочей группы от 11.11.2015, предложившего понятный механизм работы с нарушениями платежной дисциплины в сфере потребления энергоресурсов, наблюдается позитивная динамика по погашению имевшихся задолженностей, с того времени сократившихся на 663 млн. руб. и по состоянию на начала текущего года составивших 1,8 млрд. руб.

Только за 2017 г. инициировано проведение 46 процессуальных проверок, столько же внесено представлений, объявлено 79 предостережений о возможном уголовном преследовании неплательщиков. Вследствие принятых мер за прошедший год погашены долги в размере более 170 млн. руб., а по всем направлениям на 307 млн. руб.

В благодарственном письме ОАО «Сети» работа с должниками награжденной сегодня прокуратуры г. Новодинска отмечена, как системная и неравнодушная к проблемам территории!

Вместе с тем, слабым местом на этом участке продолжает оставаться расследование уголовных дел, которые волокитятся, хотя уголовно-правовые прецеденты явились бы дополнительным стимулом для нерадивых плательщиков.

*** Год назад я говорил об изменениях в подходах региональной прокуратуры в отношениях с органами местного самоуправления. Эта работа нами проводится с 2014 г. и имеет цели: во-первых, снизить надзорное давление на местные власти, во-вторых, увязывать их многочисленные обязанности с малофинансовыми возможностями.

С удовлетворением отмечу, что уже наблюдаются заметные сдвиги в самой психологии такого надзора. С 2013 г. число выявленных нарушений в исполнительных органах местного самоуправления сократилось на 36,3 %, а число предъявленных исков с 1234 до 314 или на ¾! При этом не допущено ослабления надзора, он просто качественно видоизменен за счет внедрения практики конструктивного диалога, в том числе активного участия прокуроров в бюджетном процессе. В истекшем году в органы власти направлено более 200 информаций о корректировке бюджетов, в том числе его расходной части. Значительное число таких информаций учтено.

***О защите прав и законных интересов граждан в своем докладе расскажет курирующий заместитель прокурора области во второй части коллегии, я лишь отмечу, что как и в предыдущие годы мы скрупулезно занимались проблемами невыплат заработной платы, где свою эффективность доказала практика уголовного преследования работодателей.

В истекшем году возбуждено 15 уголовных дел по невыплате зарплаты, в том числе по результатам «общенадзорных» проверок – 6, в суды направлено 7 дел. Как результат, на начало 2018 г. размер статзадолженности сократился более, чем в 2,4 раза (на начало 2017 – 25,8 млн. руб.), выплачены долги по заработной плате на сумму почти 60 млн. руб. 1,5 тысячам гражданам.

Систематически на этом направлении работала действующая в прокуратуре области межведомственная рабочая группа, на заседании которой 07.09.2017 г. принято, я бы сказал, революционное решение о кардинальном пересмотре ранее сформировавшихся подходов рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с невыплатой заработной платы.

*** Не могу не затронуть вопросов координирующей функции органов прокуратуры по борьбе с преступностью, которая для нас не прихоть, а возложенная законом и Указом Президента России обязанность!

В 2017 г. в рамках координационной работы приняты значимые для противодействия преступности межведомственные документы:

1) 17 апреля указание о критериях оценки законности приостановления расследования уголовных дел о нераскрытых преступлениях;

2) 30 июня указание о порядке исполнения требований уголовно-процессуального законодательства по установлению обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого.

Цель первого – сократить никому не нужный вал бессмысленных отмен за счет четкой организации первоначальных и иных неотложных следственно-оперативных действий.

В результате получилось сократить число бессмысленных отмен почти на четверть (22,9 %), и это с учетом того, что документ начал действовать только со II квартала.

Задача второго указания ориентирована на сбор и учет надлежащих характеризующих личность обвиняемого данных для избрания заслуженной меры пресечения и назначения справедливого наказания. Указание заработало со второго полугодия истекшего года, и мы явственно наблюдаем улучшение качества подготовки ходатайств следователями и дознавателями об избрании мер пресечения, а также возросший процент применения судами реальных мер наказания (с 49,7 % в 2016 г. до 56 % в 2017 г.).

Проверено, что совместная, взаимосогласованная, системная работа, верно расставленные приоритеты и контроль их реализации позволяют в короткие сроки добиваться достижения значительных результатов.

Вот конкретные примеры проведенных целенаправленных мер:

С 4 в 2015 г. до 203 домашних арестов в 2017 г. или в 50 раз! возросло применение этой меры пресечения, позволившей существенно разгрузить следственные изоляторы области. А ведь ранее эту меру и за меру-то не считали.

Другой пример: с 3 в 2016 до 68 случаев в 2017 г. возросло число выявленных преступлений по незаконному созданию юридических лиц, а проще говоря, фирм-однодневок, используемых в схемах неуплаты налогов.

Это неединичные, но весьма показательные примеры успешной работы, требующей продолжения.

***Важнейшим направлением прокурорской деятельности продолжает оставаться надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, где значение предупредительных мер определяет уровень коррупционной зараженности. Давно проверен постулат, что благодатной почвой для такого рода явлений есть и будет: непрозрачность правоотношений, широта дискреционных возможностей чиновничества, аффилированность интересов.

26 октября 2017 г. на координационном совещании правоохранительных органов мы подвели итоги работы по выполнению мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг. и определили основные задачи, главная из которых – декриминализация сфер и отраслей, наиболее подверженных коррупционным рискам, а не погоня за мелкими взяточниками, когда из 134 выявленных фактов мздоимства 52 или почти 40 % (38,8 %) приходится на двух лиц образовательных учреждений.

На протяжении последних лет мы регистрировали увеличение числа нарушений законодательства о противодействии коррупции, однако в 2017 г. их количество сократилось на 1/3 до 2,3 тысяч при том, что спрос и требовательность на этом участке остались прежними. Полагаем, что это тот случай, когда количество начинает переходить в качество и массированные профилактические меры дают результаты. Поживем, увидим…

Тем не менее, в истекшем году за преступления коррупционной направленности привлечены к уголовной ответственности, 133 лица, в том числе: депутаты Архангельской городской Думы (Алиев Г.А.о., Яковлев К.Е.), заместитель руководителя МТУ Росимущества (Шмырев М.В.), советник мэра Архангельска (Кузнецов И.И.), главы органов местного самоуправления (Гайдуков Д.П., Пилипчук С.В.); в связи с утратой доверия уволено 12 должностных лиц, против 1, а значит практика увольнения по этому основанию заработала; прекращены полномочия 1 (0) депутата областного Собрания, 16 (0) депутатов представительных органов местного самоуправления.

Принятыми мерами, в том числе во взаимодействии с администрацией губернатора, исключен формальный подход при вынесении актов прокурорского реагирования и досрочном прекращении депутатских полномочий при малозначительности совершенного правонарушения.

Вместе с тем, на территории области не выявлено ни одного факта приобретения должностными лицами органов власти имущества, стоимость которого существенно превышала бы его реально полученные доходы. Это не значит, что таких случаев нет, это значит – не дорабатываем, не довзаимодействуем!

***Завершая доклад, благодарю всех работников органов прокуратуры и присутствующих здесь коллег за совместно проделанную в прошедшем году работу во благо укрепления законности и правопорядка!

Спасибо за внимание!