2018
02фев
Выступление заместителя прокурора области Сергея Акулича на заседании коллегии прокуратуры области по итогам работы в 2017 г.

Уважаемые Нелли Евгеньевна, Виктор Анатольевич, коллеги!

В 2017 году органы прокуратуры области были ориентированы на укрепление законности и правопорядка в регионе, защиту конституционных прав граждан, интересов общества и государства.

Особое внимание, как и прежде, прокурорами уделялось исполнению законодательства в сфере экономики, важными оставались вопросы соблюдения социальных прав граждан – основные усилия направлялись на пресечение фактов невыплаты им заработной платы, необеспечения жильем, медицинской помощью, качественными коммунальными услугами.

Наиболее проблемные вопросы, характерные для региона, рассмотрены на заседаниях коллегии прокуратуры области (2 – годовое и полугодовое, 4 – тематических).

Фактически сегодня мы подводим итоги за 5 прошедших лет работы возглавляемой Вами Виктор Анатольевич прокуратуры области.

Безусловно достигнуты определенные результаты – в первую очередь я бы хотел отметить изменение подходов прокуроров к осуществлению надзора.

В большинстве случаев мы добились ухода от формализма, «гонки» за показателями.

Практически исключили факты подмены контролирующих органов, хотя, к сожалению, иногда приходится это делать.

И самое главное изменился подход прокуроров к выбору приоритетности надзора – работа нацелена на достижение конкретного результата.

Остановлюсь на приоритетах, которым уделялось внимание в прошедшем году.

Учитывая, что важнейшим условием жизнедеятельности населения является экономическая составляющая, целевое и эффективное использование бюджетных средств, решение задач, поставленных государством, в 2017 году особое внимание прокурорами уделялось реализации государственных программ, которых в регионе насчитывается 29, включая адресные и иные, с общим объемом финансирования около 64 млрд. руб.

В целом надзор свидетельствует о том, что приоритеты выбраны правильно и эта сфера по-прежнему требует пристального внимания, так как хищения при реализации программ допускаются повсеместно и как результат – целевые показатели не достигаются. 

Прокурорскими проверками выявлено около 900 (2016 г. – свыше 400) нарушений закона по 18 государственным программам. В целях их устранения приняты меры реагирования, в том числе за год в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено 36 материалов на сумму хищений почти 66 млн. руб., по ним уже возбуждено 27 уголовных дел (2016 г. – 12).

Одной из причин, негативно влияющих на качество выполнения программных мероприятий, является хищение бюджетных средств. В этой связи важно и нужно осуществлять поэтапный контроль за их расходованием, прогнозировать криминогенные угрозы и пресекать преступные действия, принимая своевременные и эффективные превентивные меры, используя возможности депутатского корпуса, общественных организаций и граждан.

Так, после вмешательства прокуратуры ЗАО «СМУ-303», принимающий участие в реализации программы развития Соловецкого архипелага, скорректировал плату за выполненные им работы по строительству очистных сооружений в поселке Соловецкий на сумму более 22 млн. руб. При этом по представлению прокуратуры области ликвидировано ГКУ АО «Соловецкая дирекция», осуществляющее строительный контроль, его функции переданы ГКУ АО «Главное управление капитального строительства».

Уже имеются осужденные по уголовным делам, возбужденным в этой сфере по инициативе прокуроров.

К примеру, приговором Октябрьского районного суда г. Архангельска в феврале 2017 г. за совершение хищения бюджетных средств в сумме около 3 млн. руб., выделенных ему для развития бизнеса в сфере транспортных услуг, осужден индивидуальный предприниматель Вальков С.В., с него в полном объеме взыскан ущерб.

Следует отметить, что системная работа прокуроров с органами финансового контроля, в том числе проведенные в отношении них проверки и принятые меры реагирования, дали положительный результат. Ими чаще стали выявляться факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, появилась заинтересованность в окончательном результате.

Между тем, серьезные нарекания вызывает финансовый контроль за реализацией программ со стороны государственных органов власти области, как главных распорядителей бюджетных средств.

Так, должностными лицами ГКУ АО «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты» и ПАО «Ростелеком» похищено свыше 11 млн. руб. при исполнении государственного контракта, поскольку предусмотренное им запасное оборудование, якобы переданное и поставленное исполнителем, не обнаружено ни в Архангельской, ни в Вологодской области, куда выезжали наши сотрудники. При этом с 2013 г. данное учреждение трижды проверялось учредителем - агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты области. Прокуратурой области инициировано уголовное преследование данных должностных лиц, в Правительство области внесено представление.

С 2017 года регион участвует в проекте «Формирование комфортной городской среды», основной целью которого является благоустройство дворовых территорий. Финансирование на 2017 г. составило почти 300 млн. руб., на 2018 г. запланировано выделить около 350 млн. руб. на благоустройство 207 таких объектов. Учитывая, что прокурорами при его реализации уже выявляются нарушения закона, необходимо обратить на это направление особое внимание.

Наиболее активно в названной сфере надзора в прошедшем году работали прокуроры г. Архангельска, Котласский и Онежский межрайонные, г. Коряжмы, Устьянского, Вельского районов.

Между тем, низкая эффективность этой деятельности в прокуратурах Каргопольского, Красноборского, Коношского, Ленского, Шенкурского районов, которым предлагаю сделать соответствующие выводы.

В прошлом году прокуратурой уделено пристальное внимание 9 инвестиционным проектам в области освоения лесов, реализуемым на территории области.

Надзор свидетельствует о том, что и данная сфера правоотношений вовлечена в криминальную составляющую, где отдельные хозяйствующие субъекты с попустительства должностных лиц Правительства Архангельской области превратили инвестиционные проекты в формализм, без достижения конкретных результатов, при этом, получая от государства льготы и преимущества. По мерам прокурорского реагирования из перечня приоритетных исключен инвестиционный проект ООО «Поморский лесной технопарк» и возбуждено уголовное дело в связи с причинением ущерба государству на сумму более 20 млн. руб.

Аналогичного прокурорского внимания требуют иные инвестиционные проекты, реализуемые в сферах строительства, ЖКХ, сельского хозяйства, судостроения, социального обеспечения, образования, всего их насчитывается 31. При этом, по данным Правительства региона планируется заключение еще 52 подобных проектов.

******

В марте текущего года предстоит важнейшее политическое мероприятие – выборы Президента Российской Федерации.

Обращаю внимание прокуроров, что выборы – это не только подготовка избирательных участков, подсчет голосов.

По сути это оценка нашими гражданами состояния законности на поднадзорных территориях.

На политическую активность населения в первую очередь оказывает влияние состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, качество и стоимость этих услуг, своевременная и в размере, установленным законом, заработная плата, доступность образования и здравоохранения.

Стоит отметить, что в результате принятых организационных мер положительная динамика наблюдается при подготовке и прохождении отопительного периода, который второй год подряд начат своевременно и повсеместно. Благодаря этому снижается количество обращений граждан в этой сфере (с 1612 до 1107), однако число выявляемых прокурорами нарушений практически остается на прежнем уровне (2016 г. – 1659, 2017 г. – 1425), больше их – в городах Архангельске (214), Северодвинске (171), Вельском районе (168). 

Многочисленные аварии и несвоевременное их устранение вызывают обоснованное недовольство граждан.

Поэтому прошу не допускать ослабления надзора, чрезвычайных ситуаций, сосредоточить усилия на деятельности аварийных служб, требовать от них устранения аварий в установленный законом срок.

Актуальным для нашей области остается надзор за деятельностью фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Несмотря на улучшение ситуации и увеличение отремонтированных домов в 2 раза (с 201 в 2016 г. до 435 в 2017 г.), нарушения в этой сфере распространены. Не завершены ремонты еще 70 домов, наибольшее количество их в городах Северодвинске (33) и Архангельске (21). При этом отдельные дома ремонтируются более года, а граждане порой вынуждены проживать в «нечеловеческих» условиях. По одному из таких фактов возбуждено уголовное дело в отношении главы Каргопольского района, который заселил на время ремонта граждан в несоответствующее предъявляемым требованиям жилье – без отопления, водоснабжения и электроснабжения. 

Пути решения этих проблем обозначены в решении коллегии прокуратуры области от 27 июня 2017 года, к исполнению которого прошу отнестись добросовестно!

Прокуратура области на протяжении последних трех лет отстаивала права работников обеспечивая им выплату минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и «северных» надбавок, в интересах граждан в суды предъявлено более 5 тысяч исков, которые исполнены.

К сожалению, практика Верховного Суда Российской Федерации 2016 года, воспринятая положительно чиновниками, приостановила деятельность прокуроров более чем на год.

Однако наша правота подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации. Эту работу необходимо активизировать, ни в коем случае не допускать фактов сокращения законно установленных размеров заработной платы. 

Еще одной наиболее уязвимой сферой жизнедеятельности является доступность здравоохранения.

Надзорная практика свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых в этой области правоотношений.

К ним относятся: несвоевременное обеспечение граждан лекарствами и препаратами медицинского назначения; отсутствие в медицинских учреждениях необходимого количества персонала, в том числе специалистов узкой направленности; в отдельных муниципальных образованиях медицинские учреждения закрываются  без соблюдения всех необходимых процедур.  

С 9 января текущего года вступил в силу 465 Федеральный закон, которым внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающиеся ликвидации медицинских организаций, прекращении деятельности их обособленных подразделений.

Требования о ликвидации учреждений здравоохранения ужесточены, а в отдельных случаях необходимо учитывать мнение местного населения.

Предлагаю прокурорам в каждом случае принятия решения о ликвидации медицинского учреждения организовывать проверки исполнения законодательства с принятием при наличии оснований своевременных мер прокурорского реагирования и недопущения массовых нарушений прав граждан.

Особого внимания требует соблюдение прав инвалидов. В результате принятых мер в прошлом году выявлено почти 400 нарушений (в 2016 г. – 227). 

По-прежнему эта категория не обеспечивается необходимыми лекарствами, не имеет доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к медицинским учреждениям, многофункциональным центрам, а проблема с доступностью к общественному транспорту властью даже не решается (пазики).  

Усиление прокурорского надзора в этой сфере требует от нас приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 января 2018 года № 24.

Учитывая имеющиеся в регионе проблемы в области медицины в первом полугодии текущего года запланирована соответствующая проверка.

Прошу отнестись к этому мероприятию добросовестно и организовать его на должном уровне.

******

Во втором полугодии 2017 г. нами проанализировано состояние законности в сфере исполнения административного наказания в виде обязательных работ.

Установлено, что эффективность с его реализацией снижалась из года в год: с 45 % в 2014 г. до 22 % в первом полугодии 2017 г.

Основные причины – отсутствие взаимодействия между органами местного самоуправления, службой судебных приставов и организациями, в которых отбываются обязательные работы; ненадлежащий контроль со стороны судебных приставов за реальным исполнением названного наказания.

Повсеместно отмечены факты волокиты при совершении исполнительных действий, десятки производств не содержат в себе ничего, кроме постановлений об их возбуждении. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой области руководителю УФССП России по области и НАО внесено представление, в отношении виновных лиц назначены служебные проверки.

У органов власти отсутствует заинтересованность в эффективном использовании бесплатного труда лиц, отбывающих такое наказание, в решении проблем благоустройства населенных пунктов.

В отдельных муниципальных образованиях перечень объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ содержал ряд коммерческих организаций (например, по г. Архангельску – АО «Алвиз»), деятельность которых не связана с выполнением общественно-полезных работ, либо недействующих организаций.

В результате принятых прокурорами мер, эти муниципальные акты откорректированы. Теперь в перечнях преобладают администрации поселений и округов, муниципальные унитарные предприятия сферы ЖКХ.

О состоянии законности в этой сфере прокуратурой области проинформированы исполняющий обязанности председателя Архангельского областного суда, Губернатор области, главы муниципальных образований, горрайпрокурорам аппаратом направлено информационное письмо.

Как результат, по итогам 2017 г. удалось добиться двукратного повышения показателя реального исполнения наказания в виде обязательных работ до 44 %.

Вместе с тем, при проверке организаций, в которых отбываются обязательные работы, установлены факты коррупционных проявлений, имеющих уголовно-правовую составляющую.

Так, руководитель ЖЭУ № 5 СМУП «ЖКХ» (г. Северодвинск) отбывал наказание по месту своей работы, контролировал отбытие наказания мастер этого же участка, находящийся в его непосредственном подчинении. Как результат – фальсификация табеля учета количества отбытых часов. По инициативе прокуратуры г. Северодвинска возбуждено и расследуется уголовное дело.

Указанное свидетельствует, что даже эти цифры об эффективности требуют тщательного анализа.

Особое внимание на это направление необходимо обратить прокурорам г. Архангельска, Верхнетоемского района, Котласскому и Приморскому межрайонным, где процент исполнения данного вида наказания ниже среднеобластного.

******

Уважаемая Нелли Евгеньевна, Виктор Анатольевич! В завершении доклада хотелось бы отметить, что сформированный аппарат прокуратуры области способен решить поставленные перед нами задачи.

Доклад окончен, спасибо за внимание!